ЮФУ     

Кафедра немецкого языка

Гостевая книга

 

 

Методическое пособие


Петросян К.А.
Методические указания по интерактивному автономному
обучению немецкому языку
Учебно-методическое пособие по немецкому языку
"История культуры Германии и ее связь с современностью"

Методические указания по интерактивному
автономному обучению немецкому языку

Автономное обучение является сегодня одним из основных направлений в методике преподавания, в том числе и иностранных языков. Автономное обучение – это ситуация, в которой учащиеся обучаются полностью самостоятельно, а также навыки и умения, которыми овладевают учащиеся. Основным постулатом данной методики является концентрация всего процесса обучения на личности обучаемого, предоставление ему большей свободы выбора по всем направлениям.

При автономном обучении учащийся переходит из разряда объекта, на который направлена деятельность преподавателя, в разряд субъекта своего обучения. Он самостоятельно принимает решения о том, каким образом, с помощью каких вспомогательных средств (учебник, интернет и т.д.) он учится. Он принимает решения о стратегиях для достижения своих целей, о распределении своего времени, о том, работает ли он на определенном этапе один или в режиме диалога с другими учащимися и как он контролирует успешность всего процесса обучения.

Автономное обучение базируется на теориях, которые ставят в центр процесса обучения обучаемого. Все, что человек делает с интересом, осознавая значимость своих действий, приводит к лучшим результатам.

Автономное обучение – это самостоятельное обучение, но под руководством преподавателя. При этом учащийся освобождается от психологического давления, связанного с тем, что ему необходимо соответствовать требованиям преподавателя. У него появляется другое отношение к процессу обучения: повышается уровень мотивации, самооценки, понижается страх перед возможностью допустить ошибку. У учащегося при самостоятельной работе с различными материалами со временем развивается способность использовать определенные техники и стратегии обучения на другом, аутентичном, материале. Таким образом, он учится самостоятельной организации собственного процесса обучения.

Различают три модели автономного обучения:

- индивидуальная модель, где в центре внимания находится отдельный обучаемый со своими личными потребностями в изучении иностранного языка; сюда относится, например, модель обучения в тандеме: http://www.rsu.ru/rsu/tandem. Изучение языков в тандеме – это форма открытого обучения, где представители с разным родным языком обучают друг друга в процессе аутентичной коммуникации через интернет.

- групповая модель, которая предполагает обсуждение и принятие решений относительно процесса обучения демократичным способом в группе учащихся с похожими или одинаковыми целями;

модель проектной работы, которая ставит на первое место ориентированную на конечную цель деятельность нескольких обучаемых.

Роль преподавателя в новых условиях обучения тоже меняется. Он больше не центральное звено занятия, управляющее и контролирующее весь процесс обучения, он, скорее, консультант, помощник, партнер, в задачи которого входит эмансипация учащегося, развитие у него ответственности за принятие решений относительно своего процесса обучения. К задачам консультанта относятся следующие:

психосоциальная поддержка, в которой важную роль играют личностные качества консультанта, его способность мотивировать учащихся и развивать их сознательное отношение к процессу обучения;

- техническая поддержка, которая включает помощь в планировании и организации процесса самостоятельного обучения, помощь в оценке своих знаний, помощь в развитии тех или иных навыков и усвоении необходимых знаний;

- методические рекомендации по работе с материалами, предлагаемыми к самостоятельному изучению.

Под технической поддержкой понимается в первую очередь осознание стратегий обучения. Здесь различают:

- когнитивные стратегии, т.е. известные из традиционной методики преподавания стратегии и техники получения знаний (например, техники запоминания лексики, стратегии чтения и аудирования);

- метакогнитивные стратегии, т.е. стратегии анализа потребностей учащегося и оценки его достижений (например, стратегии планирования, управления процессом обучения, самостоятельного менеджмента и самостоятельной оценки знаний);

- социальные стратегии, т.е. все стратегии, которые развивают в группе учащихся способность к работе в команде (готовность к сотрудничеству, обмен информацией, беседа о проблемах обучения).

Управление самостоятельной учебной деятельностью обучаемых может быть жестким (регламентируется каждая учебная операция), относительно жестким (обозначаются цель и ориентиры, а также контроль некоторых операций) и гибким (задается только цель, а учащийся должен самостоятельно выбрать средства и способы выполнения учебных задач).

Эффективность самостоятельной работы в значительной мере зависит от качества учебных материалов, методических пособий и инструкций. Их специфика заключается в том, что они выполняют основные функции преподавателя: организационную, управляющую и контролирующую. Поэтому они должны мотивировать действия, указывать ориентиры осуществления этих действий, обеспечить обратную связь – контроль правильности выполнения действий. Задача всех материалов – обеспечить активную самостоятельную работу студентов, желание работать творчески, искать и находить самостоятельные решения, развивать готовность к дальнейшему самообразованию.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Одна из ее целей состоит в создании комфортных условий обучения, где которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. При интерактивном обучении учебный процесс организован таким образом, что учащиеся полностью вовлечены в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они делают в ходе этого процесса.

При интерактивном обучении для передачи формальных и неформальных инструкций, поддержки и оценки используются сетевые технологии, например, интернет.

Некоторые из положений для использования интерактивного обучения, включают в себя:

- Улучшенный доступ и гибкость организации работы. Студенты и преподаватели могут подключиться к обучающей системе с любого компьютера, в любое время, чтобы обратиться к материалам для работы над темой или для осуществления контроля.

- Быстрая передача обучающих материалов. Возможность проведения индивидуальных консультаций.

Предлагаемое учебно-методическое пособие разработано с учетом особенностей интерактивного и автономного обучения. Оно рассчитано для дополнительного образования по немецкому языку для студентов гуманитарных и естественных факультетов университетов, прошедших курс немецкого языка в бакалавриате, а также для магистрантов и аспирантов различных специальностей.

Цель пособия – дать обучаемым, будущим специалистам современного информационного общества, дополнительные профессионально ориентированные и общекультурные знания и качественно новые умения в практическом овладении немецким языком.

Пособие состоит из трех тем, связанных с историей культуры Германии:

- Расцвет искусства и культуры в годы правления короля Саксонии Августа II

- Король Людвиг II. Замки Баварии.

- Просвещенный монарх Фридрих II.

Каждый урок состоит из двух или трех текстов с упражнениями, направленными на развитие навыков изучающего, ознакомительного и просмотрового чтения. Аутентичные тексты представляют собой материал о вкладе названных личностей в культуру Германии и о бережном отношении современного поколения к культурному наследию. Большое количество упражнений пособия направлено на развитие навыков письма: написание эссе, коротких рефератов и e-mail-писем по проблемам, рассматриваемым в предлагаемых текстах. Все упражнения снабжены ключами для организации работы в автономном режиме.

Каждый параграф пособия завершается тестом, состоящим из текста о современной культуре Германии и заданий, направленных на проверку понимания содержания. Каждое задание оценивается в определенное количество баллов

Успешность выполнения упражнений и заданий параграфов фиксируется преподавателем-консультантом. Преподаватель дает оценку письменным работам, так как остальные виды работы обучаемый может сам проверить по ключам.

Учебно-методическое пособие по немецкому языку
"История культуры Германии и ее связь с современностью"

Лекция №1  
Лекция №2  
Лекция №3