Деятельность Ростовского регионального центра интернет-образования

Ростовский региональный центр Интернет-Образования (РРЦИО) работает с 27 августа 2001 года. РРЦИО был открыт в соответствии с 4-х сторонним соглашением между Автономной некоммерческой организацией "Федерация Интернет Образования", Администрацией Ростовской области, Министерством образования Ростовской области и Ростовским государственным университетом. Это 4-х стороннее соглашение определяет содержание и направления деятельности РРЦИО. РРЦИО является структурным подразделением ЮГИНФО.

Основная задача РРЦИО - обучение педагогов Интернет-технологиям в целях повышения качества образовательного процесса. Центр активно участвует в реализации Федеральной и областной программ информатизации и внедрении информационных и телекоммуникационных технологий в образовательный процесс.

В Ростовской области уже много сделано в этом направлении. Реализация совместных Федеральных и областных программ при поддержке сельских и городских Администраций позволила создать благоприятные условия как для компьютеризации образовательных учреждений области, так и для создания единого информационного образовательного пространства.

Активное создание научно-образовательной телекоммуникационной сети идёт в г. Ростове. В состав этой сети входят такие образовательные учреждения, как Ростовский государственный университет, Донской государственный технический университет, Министерство образования Ростовской области, Ростовский колледж связи и информатики, районный учебнопроизводственный комбинат Кировского района, 3 библиотеки (Зональная Научная библиотека РГУ, Донская Государственная публичная библиотека и библиотека им М. Горького).

Все перечисленные достижения - это основа для обеспечения высокого уровня и качества образования. Для того, чтобы уровень действительно повысился, необходима подготовка преподавательских кадров, способных эффективно использовать и творчески пополнять ресурсы научно-образовательной сети. Таким образом, логичным продолжением процесса информатизации образования в Ростовской области является открытие в г. Ростове Центра Федерации Интернет Образования.

  1. Расположение и подразделения Ростовского регионального центра Интернет-Образования
    Адрес:
    344090, Ростов-на-Дону,
    пр.Стачки, 200/1, корп.2

    Западный микрорайон
    тел/факс: (8632) 434-856
    e-mail: fio@rsu.ru
    1 - РРЦИО, расположен в здании ЮГИНФО РГУ

    2 - ост. "Университет", авт. 23, 26, 26а, 67, 71, 94, 96

    3. ост. "217 дом", авт. 16, тролл. 10

    Учебный комплекс РРЦИО занимает первый и частично второй этажи в здании ЮГИНФО РГУ.

    На первом этаже находятся:
    • 5 компьютерных классов (10 учебных мест + место преподавателя), оснащенные экранами и системами кондиционирования воздуха;
    • буфет-столовая для слушателей;
    • кабинеты штатных сотрудников центра.

    На втором этаже находится большая потоковая аудитория (на 50-70 мест), оснащенная проекционным оборудованием для презентаций, двумя сплит-системами, дополнительными источниками обогрева.

    Гостиничный комплекс РРЦИО расположен по адресу: ул. Зорге, 28 и занимает третий этаж студенческого общежития, полностью переоборудованный в соответствии с современными санитарными и эстетическими требованиями. Гостиница на 36 мест состоит из 1-2-х местных номеров, оборудованных холодильниками, современной мебелью, дополнительными электрообогревателями.

    В гостинице имеются: комната отдыха с телевизором и мягкой мебелью, оборудованная электроплитами и холодильником кухня, гладильная комната, душевые.

    Проживающие в гостинице имеют возможность завтракать и ужинать в столовой, расположенной на 1-ом этаже этого же здания.

    Питание слушателей в обеденное время осуществляется непосредственно в столовой РРЦИО на 30 мест. Столовая находится в учебном корпусе РРЦИО. Слушатели могут пользоваться услугами столовой и во время перерывов между учебными занятиями.

    Проживание, питание, междугородний проезд слушателей осуществляется полностью за счет средств Федерации Интернет Образования.

  2. Функционирование РРЦИО

    В Ростовском региональном Центре Интернетобразования с 27 августа 2001г. проводится плановая подготовка различных категорий педагогов и руководителей образовательных учреждений по программам Федерации Интернет Образования.

    Набор слушателей на курсы производится в соответствии с приказом Министерства образования Ростовской области "Об организации курсов повышения квалификации в Ростовском региональном Центре Интернет-образования". Пропускная способность РРЦИО - 50 человек за поток. Из них половина учебных мест отдается г. Ростову-на-Дону, и половина - области.

    Так как Ростовская область состоит из 54 регионов, то с целью наиболее равномерного и адекватного охвата всех территорий, разрабатывается план-разнарядка, определяющая очередность вызова слушателей из каждой территории пропорционально общему количеству педагогов в данном регионе.

    План-разнарядка заблаговременно рассылается руководителям муниципальных органов управления образованием, что позволяет лицам, ответственным за формирование плана курсов, своевременно направлять педагогов на обучение.

    При комплектовании групп слушателей в территориях учитываются такие факторы как потребность в повышении квалификации и изучении Интернет-технологий, мотивация и заинтересованность, творческий потенциал педагога, компьютерная оснащенность рабочих мест в школах и возможность использования Интернет в образовательном процессе.

    Многие педагоги во время пребывания на курсах пользуются возможностью ознакомления и приобретения учебно-методической литературы. Для них организовывается продажа учебно-методических изданий по теории и практике преподаваемого предмета. Обслуживание слушателей осуществляет магазин "Донская школа", наиболее известный в г. Ростове-на-Дону по продаже учебной литературы.

    Для каждого потока запланирована культурная программа, оплачиваемая за счет Федерации Интернет Образования.

  3. Учебный процесс в РРЦИО

    Форма обучения в РРЦИО - очная, односессионная, с интенсивным учебным расписанием. Каждый поток слушателей ориентирован на определенную категорию работников образования (директоров, завучей, учителей информатики, учителей естественно-математического и гуманитарного циклов, психологов, учителей начальной школы), что позволяет строить образовательную программу адекватно сфере профессиональных интересов и уровню подготовленности слушателей.

    С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации образования при регистрации слушателей проводится входная диагностика для определения уровня владения современными компьютерными технологиями. По результатам тестирования формируется 5 учебных групп, однородных по уровню подготовки. Так как размер группы не превышает 10 человек, преподаватели могут осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

    Преподавание в РРЦИО ведётся по программам, разработанным и утверждённым Федерацией Интернет Образования. В 2001 году преподавателями РРЦИО были подготовлены демонстрационные материалы и методические пособия по двум программам - "Интернет-технологии для учителя-предметника" и "Интернет-технологии для администратора образовательного учреждения". Обе программы разработаны в двух вариантах: для слушателей, имеющих опыт работы с офисными технологиями и для слушателей, ранее не работавших за компьютером. Вариант Программы для слушателей, не имеющих начального опыта работы с компьютером, предусматривает также изучение основ Microsoft Windows и подготовки текстовых документов в Microsoft Word.

    При разработке Программ были учтены требования Закона РФ "Об образовании", Государственных образовательных стандартов, ведомственных нормативов, регламентирующих дополнительное профессиональное образование.

    Подготовка слушателей по обеим Программам завершается выполнением выпускной работы и подтверждается выдачей диплома Федерации Интернет Образования.

    Программа обучения "Интернет-технологии для учителя-предметника" адресована учителям образовательных учреждений, ведущим практическую педагогическую деятельность. Обучение по данной Программе является дополнительным профессиональным образованием (повышением квалификации), направленным на то, чтобы научить преподавателей на основе приобретённых знаний и умений использовать Интернет-технологии и ресурсы для достижения оптимальных результатов развития, обучения и воспитания школьников, приобщить их к ценностям современной цивилизации.

    Программа "Интернет-технологии для администратора образовательного учреждения" предназначена для повышения квалификации руководителей средних образовательных учреждений, работников органов управления образованием. Программа позволяет получить дополнительное профессиональное образование в сфере современных информационных технологий.

  4. www.fio.rsu.ru - официальный сайт РРЦИО

    Узнать о деятельности нашего Центра, получить оперативную информацию о программах обучения, расписании занятий, списках слушателей, посмотреть лучшие выпускные работы можно на официальном сайте Ростовского регионального Центра Интернет-образования.

    По данным рейтинга Mail.ru, с каждым месяцем увеличивается количество визитов на наш сайт.

    Количество различных посетителей нашего сайта также растет. Динамика этого процесса представлена на диаграмме здесь.

  5. Мероприятия по работе со школьниками

    23 декабря 2001 г. - "Дара" в конференц-зале РРЦИО состоялся полугодовой отчет учащихся Интернет-школы Культурно-образовательного Центра "Дара".

    Уже почти полгода преподаватели РРЦИО проводят занятия с детьми в центре "Дара", обучая их всем премудростям работы с компьютером в сети Интернет. И вот, наконец, настал тот день, когда преподаватели, дети и их родители собрались в уютном конференцзале Регионального центра Федерации Интернет-образования, чтобы продемонстрировать успехи детей. В зале присутствовали, волнуясь не меньше детей, в ожидании оценки наших общих стараний, директор детской школы "Дара" Криворучко Анна Борисовна, координатор школы Романюк Елена Владимировна, учредитель культурно-образовательного центра Рожков Олег Юрьевич. А также преподаватели Интернет-технологий центра "Дара" и РРЦИО: Загриценко Наталья Николаевна, Щетинин Геннадий Васильевич, Прохорова Нина Григорьевна, Никитенко Ольга Борисовна и Рудько Елена Анатольевна. Мероприятие прошло при активном участии штатных сотрудников РРЦИО - Лазаревой Светланы Александровны, зам. директора по учебной работе, Крукиера Бориса Львовича, системного администратора и Гульчевской Натальи Емельяновны, помощника директора.

    Ребята продемонстрировали свои работы (интернет-сайты, презентации, рисунки), которые были созданы с использованием полученных знаний по работе с операционной системой Windows, Microsoft Word, графическими редакторами Paint и Adobe Photoshop, браузерами и почтовыми программами, средством создания презентаций MS Power Point, визуальной средой создания Интернет-сайтов MS Front Page и многим другим.

    Работы, которые представили сегодня дети - это не конечный продукт, а первый шаг к овладению Интернет-технологиями. Поэтому жюри судило не очень строго, но справедливо. Все работы рассматривались в аспекте 4 номинаций: Самая интересная и познавательная, Самая яркая и красочная, Самая технически сложная работа и Самая лучшая презентация работы. Победителям и участникам были вручены призы и памятные дипломы. Лучшие работы учеников "Дары" будут размещены на сайте РРЦИО.

  6. Статистические результаты работы центра

    Ростовский Центр Интернет-образования отсчитывает период своей образовательной деятельности с 10 июля 2001 года, когда было проведено первое инструктивное совещание с руководителями районных и городских отделов образования. 62 руководителя прошли обучение на семинаре по информационным технологиям и Интернет-образованию, что позволило нам в дальнейшем эффективно сотрудничать со всеми регионами области.

    Всего за период с 10 июля по 28 декабря 2001 г. в Центре прошли обучение 463 человека.

    Состав обучившихся в РРЦИО

    В категорию "Управленцы" вошли руководители районных и городских управлений образования, методисты и главные специалисты отделов образования, заведующие различных образовательных учреждений.

    В категорию " прочие" попали два наших выпускника - журналист газеты "Молот" и бухгалтер сельского отдела образования.

    Возрастной состав выпускников

    В целом возрастной состав наших слушателей соответствует закону нормального распределения.

    Но, как показал наш опыт, возраст принципиального значения не имеет. Слушатели старше 55 лет наравне с молодежью показали высокую готовность к освоению Интернет-технологий и успешно защитили выпускные работы.

    Распределение слушателей РРЦИО по территориям

    Ростов-на-Дону обеспечивает почти половину необходимого количества слушателей.

    Рекомендованное ФИО соотношение проживающих в гостинице и местных 25/25 достигается за счет близлежащих к Ростову территорий: г. Батайска, Аксайского и Мясниковского районов. В 6 и 8 потоках в нашем Центре прошли обучение 7 человек из Карачаево-Черкессии.

    Специализация обучающихся в РРЦИО

    Учителя информатики составляют особую категорию слушателей, так как знания, получаемые ими на курсах, не только повышают их информационную культуру, но и непосредственно повышают квалификацию по преподаваемому предмету. За отчетный период было 3 специализированных потока учителей информатики и технологии.

    Более половины слушателей составляют учителяпредметники.

    136 человек преподают одновременно 2 предмета. Из них 30 человек ведут математику и информатику.

    С учетом такого совмещения, примерное распределение по преподаваемым предметам выглядит следующим образом здесь:

    Начальный уровень подготовки слушателей

    При регистрации мы предлагаем педагогам заполнить анкету и тест на определение уровня владения компьютерными технологиями, с целью формирования гомогенных групп. Нулевой уровень начальной подготовки имеет 41 % слушателей. Еще 17 % имеют поверхностное представление об операционной системе Windows и текстовом процессоре Word. Тем не менее, все выпускники успешно осваивают учебную программу, создают и защищают выпускные работы.

    Выходное анкетирование

    Сотрудники и преподаватели РРЦИО стремятся обеспечивать высокий уровень преподавания и организации курсов. С этой целью проводится выходное анкетирование, где просим оценить по шкале от -10 до +10 и прокомментировать психологический комфорт слушателей в ситуациях общения с преподавателями, в учебном процессе и в быту, а также высказать общие замечания и пожелания. Статистический анализ полученных данных был приведен выше. Но хотелось бы процитировать некоторые высказывания:

    Отношения с преподавателимя:
    • "Все преподаватели доброжелательны и терпеливы, за что им большое спасибо."
    • "Хороший микроклимат, доброжелательность, обаяние и такт, готовность оказать помощь и поддержку, доступность в объяснении."

    Многие слушатели высказывают благодарность конкретным преподавателям.

    Учебный процесс
    • "Учебный процесс интересный и насыщенный. Получен большой объем знаний и навыков. Дан старт для дальнейшего самообразования".
    • "Добавить третью неделю для закрепления и повторения пройденного материала"
    Бытовые условия
    • "Бытовые условия комфортны и продуманы до мелочей. Очень вкусное хорошее питание".
    • "Спасибо за постоянное внимание, посещение театра, тактичное отношение. Держите уровень!"
    Общее впечатление:
    • "Большое спасибо за очень полезные, хорошо организованные курсы, доброжелательное общение"
    • "Таких курсов у меня еще не было. Огромное спасибо за все. Желаю дальнейших успехов и здоровья"
    • "Больше спасибо за терпение, внимание, науку мыслить творчески с помощью компьютера. Хотелось бы иметь возможность продолжить обучение."

  7. Публикации об РРЦИО в прессе

    Открытие в Ростове регионального центра Федерации Интернет Образования привлекло внимание общественности, что подтверждается тем фактом, что почти каждый месяц со дня открытия в прессе появляются статьи о Центре. Благодаря публикациям в таких популярных изданиях, как "Молот", "Город N", "Россия-Ростов", Комсомольская Правда-на-Дону", а также теле и радио-репортажам Дон-ТР, информация о деятельности Ростовского регионального Центра Интернет-Образования доходит до самых отдаленных регионов Ростов-ской области, подтверждением чему являются телефонные звонки и письма, с просьбами принять на обучение.

  8. Отзывы о Центре руководителей области

    На церемонии открытия Ростовского регионального Центра Федерации Интернет Образования Губернатор Ростовской области Владимир Федорович Чуб высказал свою оценку данному проекту: "Центр будет активно участвовать в реализации Федеральной и областной программы информатизации и внедрении информационных и телекоммуникационных технологий в образовательный процесс.

    Применение современных телекоммуникационных сетей и создание единой информационной среды системы образования позволит сделать образование более качественным, открытым и доступным для всех категорий граждан Ростовской области и, в первую очередь, для молодежи.

    Наметившаяся тенденция к увеличению количества современных компьютеров сопровождается тенденцией объединения этих компьютеров в единую научнообразовательную телекоммуникационную сеть Ростовской области, создаваемую на базе региональной телекоммуникационной сети бюджетных организаций и учреждений Ростовской области. Создание этой сети выполняется Южно-Российским региональным центром информатизации высшей школы Ростовского государственного университета (ЮГИНФО РГУ) в рамках Совместного проекта Администрации Ростовской области и Фонда Сороса, а также в рамках некоторых других проектов.

    Все перечисленные программы и проекты - лишь основа для обеспечения высокого уровня и качества образования. Для того чтобы уровень действительно повысился, надо ещё подготовить преподавательские кадры, способные эффективно использовать и творчески пополнять ресурсы научно-образовательной сети. Таким образом, логичным продолжением процесса информатизации образования в Ростовской области является решение об открытии в Ростове Центра Федерации Интернет Образования.

    Администрация области надеется, что в результате работы Центра Интернет-образования сфера образования Ростовской области сможет получить учителей, прошедших подготовку с использованием самых современных компьютеров, получивших опыт использования информационных технологий и способных передать этот опыт школьникам - первому поколению нового тысячелетия."

Экономические результаты деятельности ЮГИНФО РГУ в 2001 году

В 2001 году фонд заработной платы (ФЗП) 47 составил 1612,8 тыс. руб. в год, из них:

Научные исследования, проводимые по единому Заказнаряду профинансированы в объеме 121,6 тыс. руб. за год.

Дополнительное финансирование из федерального бюджета в 2001 году составило 5989,1 тыс. руб., в том числе:

Прямое финансирование Федерации Интернет Образования на обеспечение деятельности РРЦИО в 2001 году составило 2450,0 тыс. руб.

Выполнено НИР по хозяйственным договорам - 266,1 тыс. руб.

Оказано услуг в сфере дополнительного образования - 1423,0 тыс. руб.

Предоставлено платных услуг передачи данных - 584,8 тыс. руб., в том числе: