Деятельность Ростовского регионального центра интернет-образования
Ростовский региональный центр Интернет-Образования (РРЦИО) работает с 27 августа 2001 года. РРЦИО был открыт в соответствии с 4-х сторонним соглашением между Автономной некоммерческой организацией "Федерация Интернет Образования", Администрацией Ростовской области, Министерством образования Ростовской области и Ростовским государственным университетом. Это 4-х стороннее соглашение определяет содержание и направления деятельности РРЦИО. РРЦИО является структурным подразделением ЮГИНФО.
Основная задача РРЦИО - обучение педагогов Интернет-технологиям в целях повышения качества образовательного процесса. Центр активно участвует в реализации Федеральной и областной программ информатизации и внедрении информационных и телекоммуникационных технологий в образовательный процесс.
В Ростовской области уже много сделано в этом направлении. Реализация совместных Федеральных и областных программ при поддержке сельских и городских Администраций позволила создать благоприятные условия как для компьютеризации образовательных учреждений области, так и для создания единого информационного образовательного пространства.
Активное создание научно-образовательной телекоммуникационной сети идёт в г. Ростове. В состав этой сети входят такие образовательные учреждения, как Ростовский государственный университет, Донской государственный технический университет, Министерство образования Ростовской области, Ростовский колледж связи и информатики, районный учебнопроизводственный комбинат Кировского района, 3 библиотеки (Зональная Научная библиотека РГУ, Донская Государственная публичная библиотека и библиотека им М. Горького).
Все перечисленные достижения - это основа для обеспечения высокого уровня и качества образования. Для того, чтобы уровень действительно повысился, необходима подготовка преподавательских кадров, способных эффективно использовать и творчески пополнять ресурсы научно-образовательной сети. Таким образом, логичным продолжением процесса информатизации образования в Ростовской области является открытие в г. Ростове Центра Федерации Интернет Образования.
- Расположение и подразделения Ростовского регионального центра Интернет-Образования
Адрес:
344090, Ростов-на-Дону,
пр.Стачки, 200/1, корп.2
Западный микрорайон
тел/факс: (8632) 434-856
e-mail: fio@rsu.ru
![]()
1 - РРЦИО, расположен в здании ЮГИНФО РГУ 2 - ост. "Университет", авт. 23, 26, 26а, 67, 71, 94, 96
3. ост. "217 дом", авт. 16, тролл. 10
Учебный комплекс РРЦИО занимает первый и частично второй этажи в здании ЮГИНФО РГУ.
На первом этаже находятся:
- 5 компьютерных классов (10 учебных мест + место преподавателя), оснащенные экранами и системами кондиционирования воздуха;
- буфет-столовая для слушателей;
- кабинеты штатных сотрудников центра.
На втором этаже находится большая потоковая аудитория (на 50-70 мест), оснащенная проекционным оборудованием для презентаций, двумя сплит-системами, дополнительными источниками обогрева.
Гостиничный комплекс РРЦИО расположен по адресу: ул. Зорге, 28 и занимает третий этаж студенческого общежития, полностью переоборудованный в соответствии с современными санитарными и эстетическими требованиями. Гостиница на 36 мест состоит из 1-2-х местных номеров, оборудованных холодильниками, современной мебелью, дополнительными электрообогревателями.
В гостинице имеются: комната отдыха с телевизором и мягкой мебелью, оборудованная электроплитами и холодильником кухня, гладильная комната, душевые.
Проживающие в гостинице имеют возможность завтракать и ужинать в столовой, расположенной на 1-ом этаже этого же здания.
Питание слушателей в обеденное время осуществляется непосредственно в столовой РРЦИО на 30 мест. Столовая находится в учебном корпусе РРЦИО. Слушатели могут пользоваться услугами столовой и во время перерывов между учебными занятиями.
Проживание, питание, междугородний проезд слушателей осуществляется полностью за счет средств Федерации Интернет Образования.
- Функционирование РРЦИО
В Ростовском региональном Центре Интернетобразования с 27 августа 2001г. проводится плановая подготовка различных категорий педагогов и руководителей образовательных учреждений по программам Федерации Интернет Образования.
Набор слушателей на курсы производится в соответствии с приказом Министерства образования Ростовской области "Об организации курсов повышения квалификации в Ростовском региональном Центре Интернет-образования". Пропускная способность РРЦИО - 50 человек за поток. Из них половина учебных мест отдается г. Ростову-на-Дону, и половина - области.
Так как Ростовская область состоит из 54 регионов, то с целью наиболее равномерного и адекватного охвата всех территорий, разрабатывается план-разнарядка, определяющая очередность вызова слушателей из каждой территории пропорционально общему количеству педагогов в данном регионе.
План-разнарядка заблаговременно рассылается руководителям муниципальных органов управления образованием, что позволяет лицам, ответственным за формирование плана курсов, своевременно направлять педагогов на обучение.
При комплектовании групп слушателей в территориях учитываются такие факторы как потребность в повышении квалификации и изучении Интернет-технологий, мотивация и заинтересованность, творческий потенциал педагога, компьютерная оснащенность рабочих мест в школах и возможность использования Интернет в образовательном процессе.
Многие педагоги во время пребывания на курсах пользуются возможностью ознакомления и приобретения учебно-методической литературы. Для них организовывается продажа учебно-методических изданий по теории и практике преподаваемого предмета. Обслуживание слушателей осуществляет магазин "Донская школа", наиболее известный в г. Ростове-на-Дону по продаже учебной литературы.
Для каждого потока запланирована культурная программа, оплачиваемая за счет Федерации Интернет Образования.
- Учебный процесс в РРЦИО
Форма обучения в РРЦИО - очная, односессионная, с интенсивным учебным расписанием. Каждый поток слушателей ориентирован на определенную категорию работников образования (директоров, завучей, учителей информатики, учителей естественно-математического и гуманитарного циклов, психологов, учителей начальной школы), что позволяет строить образовательную программу адекватно сфере профессиональных интересов и уровню подготовленности слушателей.
С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации образования при регистрации слушателей проводится входная диагностика для определения уровня владения современными компьютерными технологиями. По результатам тестирования формируется 5 учебных групп, однородных по уровню подготовки. Так как размер группы не превышает 10 человек, преподаватели могут осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Преподавание в РРЦИО ведётся по программам, разработанным и утверждённым Федерацией Интернет Образования. В 2001 году преподавателями РРЦИО были подготовлены демонстрационные материалы и методические пособия по двум программам - "Интернет-технологии для учителя-предметника" и "Интернет-технологии для администратора образовательного учреждения". Обе программы разработаны в двух вариантах: для слушателей, имеющих опыт работы с офисными технологиями и для слушателей, ранее не работавших за компьютером. Вариант Программы для слушателей, не имеющих начального опыта работы с компьютером, предусматривает также изучение основ Microsoft Windows и подготовки текстовых документов в Microsoft Word.
При разработке Программ были учтены требования Закона РФ "Об образовании", Государственных образовательных стандартов, ведомственных нормативов, регламентирующих дополнительное профессиональное образование.
Подготовка слушателей по обеим Программам завершается выполнением выпускной работы и подтверждается выдачей диплома Федерации Интернет Образования.
Программа обучения "Интернет-технологии для учителя-предметника" адресована учителям образовательных учреждений, ведущим практическую педагогическую деятельность. Обучение по данной Программе является дополнительным профессиональным образованием (повышением квалификации), направленным на то, чтобы научить преподавателей на основе приобретённых знаний и умений использовать Интернет-технологии и ресурсы для достижения оптимальных результатов развития, обучения и воспитания школьников, приобщить их к ценностям современной цивилизации.
Программа "Интернет-технологии для администратора образовательного учреждения" предназначена для повышения квалификации руководителей средних образовательных учреждений, работников органов управления образованием. Программа позволяет получить дополнительное профессиональное образование в сфере современных информационных технологий.
- www.fio.rsu.ru - официальный сайт РРЦИО
Узнать о деятельности нашего Центра, получить оперативную информацию о программах обучения, расписании занятий, списках слушателей, посмотреть лучшие выпускные работы можно на официальном сайте Ростовского регионального Центра Интернет-образования.
По данным рейтинга Mail.ru, с каждым месяцем увеличивается количество визитов на наш сайт.
Количество различных посетителей нашего сайта также растет. Динамика этого процесса представлена на диаграмме здесь.
- Мероприятия по работе со школьниками
23 декабря 2001 г. - "Дара" в конференц-зале РРЦИО состоялся полугодовой отчет учащихся Интернет-школы Культурно-образовательного Центра "Дара".
Уже почти полгода преподаватели РРЦИО проводят занятия с детьми в центре "Дара", обучая их всем премудростям работы с компьютером в сети Интернет. И вот, наконец, настал тот день, когда преподаватели, дети и их родители собрались в уютном конференцзале Регионального центра Федерации Интернет-образования, чтобы продемонстрировать успехи детей. В зале присутствовали, волнуясь не меньше детей, в ожидании оценки наших общих стараний, директор детской школы "Дара" Криворучко Анна Борисовна, координатор школы Романюк Елена Владимировна, учредитель культурно-образовательного центра Рожков Олег Юрьевич. А также преподаватели Интернет-технологий центра "Дара" и РРЦИО: Загриценко Наталья Николаевна, Щетинин Геннадий Васильевич, Прохорова Нина Григорьевна, Никитенко Ольга Борисовна и Рудько Елена Анатольевна. Мероприятие прошло при активном участии штатных сотрудников РРЦИО - Лазаревой Светланы Александровны, зам. директора по учебной работе, Крукиера Бориса Львовича, системного администратора и Гульчевской Натальи Емельяновны, помощника директора.
Ребята продемонстрировали свои работы (интернет-сайты, презентации, рисунки), которые были созданы с использованием полученных знаний по работе с операционной системой Windows, Microsoft Word, графическими редакторами Paint и Adobe Photoshop, браузерами и почтовыми программами, средством создания презентаций MS Power Point, визуальной средой создания Интернет-сайтов MS Front Page и многим другим.
Работы, которые представили сегодня дети - это не конечный продукт, а первый шаг к овладению Интернет-технологиями. Поэтому жюри судило не очень строго, но справедливо. Все работы рассматривались в аспекте 4 номинаций: Самая интересная и познавательная, Самая яркая и красочная, Самая технически сложная работа и Самая лучшая презентация работы. Победителям и участникам были вручены призы и памятные дипломы. Лучшие работы учеников "Дары" будут размещены на сайте РРЦИО.
- Статистические результаты работы центра
Ростовский Центр Интернет-образования отсчитывает период своей образовательной деятельности с 10 июля 2001 года, когда было проведено первое инструктивное совещание с руководителями районных и городских отделов образования. 62 руководителя прошли обучение на семинаре по информационным технологиям и Интернет-образованию, что позволило нам в дальнейшем эффективно сотрудничать со всеми регионами области.
Всего за период с 10 июля по 28 декабря 2001 г. в Центре прошли обучение 463 человека.
Состав обучившихся в РРЦИО
В категорию "Управленцы" вошли руководители районных и городских управлений образования, методисты и главные специалисты отделов образования, заведующие различных образовательных учреждений.
В категорию " прочие" попали два наших выпускника - журналист газеты "Молот" и бухгалтер сельского отдела образования.
Возрастной состав выпускников
В целом возрастной состав наших слушателей соответствует закону нормального распределения.
Но, как показал наш опыт, возраст принципиального значения не имеет. Слушатели старше 55 лет наравне с молодежью показали высокую готовность к освоению Интернет-технологий и успешно защитили выпускные работы.
Распределение слушателей РРЦИО по территориям
Ростов-на-Дону обеспечивает почти половину необходимого количества слушателей.
Рекомендованное ФИО соотношение проживающих в гостинице и местных 25/25 достигается за счет близлежащих к Ростову территорий: г. Батайска, Аксайского и Мясниковского районов. В 6 и 8 потоках в нашем Центре прошли обучение 7 человек из Карачаево-Черкессии.
Специализация обучающихся в РРЦИО
Учителя информатики составляют особую категорию слушателей, так как знания, получаемые ими на курсах, не только повышают их информационную культуру, но и непосредственно повышают квалификацию по преподаваемому предмету. За отчетный период было 3 специализированных потока учителей информатики и технологии.
Более половины слушателей составляют учителяпредметники.
136 человек преподают одновременно 2 предмета. Из них 30 человек ведут математику и информатику.
С учетом такого совмещения, примерное распределение по преподаваемым предметам выглядит следующим образом здесь:
Начальный уровень подготовки слушателей
При регистрации мы предлагаем педагогам заполнить анкету и тест на определение уровня владения компьютерными технологиями, с целью формирования гомогенных групп. Нулевой уровень начальной подготовки имеет 41 % слушателей. Еще 17 % имеют поверхностное представление об операционной системе Windows и текстовом процессоре Word. Тем не менее, все выпускники успешно осваивают учебную программу, создают и защищают выпускные работы.
Выходное анкетирование
Сотрудники и преподаватели РРЦИО стремятся обеспечивать высокий уровень преподавания и организации курсов. С этой целью проводится выходное анкетирование, где просим оценить по шкале от -10 до +10 и прокомментировать психологический комфорт слушателей в ситуациях общения с преподавателями, в учебном процессе и в быту, а также высказать общие замечания и пожелания. Статистический анализ полученных данных был приведен выше. Но хотелось бы процитировать некоторые высказывания:
Отношения с преподавателимя:
- "Все преподаватели доброжелательны и терпеливы, за что им большое спасибо."
- "Хороший микроклимат, доброжелательность, обаяние и такт, готовность оказать помощь и поддержку, доступность в объяснении."
Многие слушатели высказывают благодарность конкретным преподавателям.
Учебный процессБытовые условия
- "Учебный процесс интересный и насыщенный. Получен большой объем знаний и навыков. Дан старт для дальнейшего самообразования".
- "Добавить третью неделю для закрепления и повторения пройденного материала"
Общее впечатление:
- "Бытовые условия комфортны и продуманы до мелочей. Очень вкусное хорошее питание".
- "Спасибо за постоянное внимание, посещение театра, тактичное отношение. Держите уровень!"
- "Большое спасибо за очень полезные, хорошо организованные курсы, доброжелательное общение"
- "Таких курсов у меня еще не было. Огромное спасибо за все. Желаю дальнейших успехов и здоровья"
- "Больше спасибо за терпение, внимание, науку мыслить творчески с помощью компьютера. Хотелось бы иметь возможность продолжить обучение."
- Публикации об РРЦИО в прессе
Открытие в Ростове регионального центра Федерации Интернет Образования привлекло внимание общественности, что подтверждается тем фактом, что почти каждый месяц со дня открытия в прессе появляются статьи о Центре. Благодаря публикациям в таких популярных изданиях, как "Молот", "Город N", "Россия-Ростов", Комсомольская Правда-на-Дону", а также теле и радио-репортажам Дон-ТР, информация о деятельности Ростовского регионального Центра Интернет-Образования доходит до самых отдаленных регионов Ростов-ской области, подтверждением чему являются телефонные звонки и письма, с просьбами принять на обучение.
- Отзывы о Центре руководителей области
На церемонии открытия Ростовского регионального Центра Федерации Интернет Образования Губернатор Ростовской области Владимир Федорович Чуб высказал свою оценку данному проекту: "Центр будет активно участвовать в реализации Федеральной и областной программы информатизации и внедрении информационных и телекоммуникационных технологий в образовательный процесс.
Применение современных телекоммуникационных сетей и создание единой информационной среды системы образования позволит сделать образование более качественным, открытым и доступным для всех категорий граждан Ростовской области и, в первую очередь, для молодежи.
Наметившаяся тенденция к увеличению количества современных компьютеров сопровождается тенденцией объединения этих компьютеров в единую научнообразовательную телекоммуникационную сеть Ростовской области, создаваемую на базе региональной телекоммуникационной сети бюджетных организаций и учреждений Ростовской области. Создание этой сети выполняется Южно-Российским региональным центром информатизации высшей школы Ростовского государственного университета (ЮГИНФО РГУ) в рамках Совместного проекта Администрации Ростовской области и Фонда Сороса, а также в рамках некоторых других проектов.
Все перечисленные программы и проекты - лишь основа для обеспечения высокого уровня и качества образования. Для того чтобы уровень действительно повысился, надо ещё подготовить преподавательские кадры, способные эффективно использовать и творчески пополнять ресурсы научно-образовательной сети. Таким образом, логичным продолжением процесса информатизации образования в Ростовской области является решение об открытии в Ростове Центра Федерации Интернет Образования.
Администрация области надеется, что в результате работы Центра Интернет-образования сфера образования Ростовской области сможет получить учителей, прошедших подготовку с использованием самых современных компьютеров, получивших опыт использования информационных технологий и способных передать этот опыт школьникам - первому поколению нового тысячелетия."
Экономические результаты деятельности ЮГИНФО РГУ в 2001 году
В 2001 году фонд заработной платы (ФЗП) 47 составил 1612,8 тыс. руб. в год, из них:
- ФЗП административно-управленческого аппарата - 290,8 тыс. руб.
- ФЗП учебно-вспомогательного персонала - 1144,3тыс. руб.
- ФЗП по обслуживанию здания - 146,4 тыс. руб.
- ФЗП лаборатории ORACLE -31,3 тыс. руб.
Научные исследования, проводимые по единому Заказнаряду профинансированы в объеме 121,6 тыс. руб. за год.
Дополнительное финансирование из федерального бюджета в 2001 году составило 5989,1 тыс. руб., в том числе:
- ФЦП "Интеграция" - 4930,0 тыс. руб.
- ФЦП "Университеты России" - 46,1 тыс. руб.
- НП Минобразования РФ - 750,0 тыс. руб.
- Гранты РФФИ - 145,1 тыс. руб.
- ФЦНТП Минпромнауки РФ - 118,0 тыс. руб.
Прямое финансирование Федерации Интернет Образования на обеспечение деятельности РРЦИО в 2001 году составило 2450,0 тыс. руб.
Выполнено НИР по хозяйственным договорам - 266,1 тыс. руб.
Оказано услуг в сфере дополнительного образования - 1423,0 тыс. руб.
Предоставлено платных услуг передачи данных - 584,8 тыс. руб., в том числе:
- Юридическим лицам - 418,9 тыс. руб.
- Физическим лицам - 165,9 тыс. руб.
- Проведено конференций и семинаров - 682,6 тыс. руб., в том числе:
- При поддержке Мин. Образования РФ - 400,1 тыс. руб.
- Собственными силами - 282,5 тыс. руб.