Анализируя изменения, произошедшие за последние годы в методах
обучения, можно констатировать, что информационные технологии, дистанционные
формы обучения перестали быть просто модными словами, перешли в разряд
реальных дел. Развитие и использование новых форм обучения из разрозненных
отдельных проявлений трансформируется в единый мощный поток.
В РГУ накоплен большой опыт в деятельности по развитию информационных
технологий обучения. Базовая компьютерная подготовка студентов уже
несколько лет ведется по общей программе, разработанной сотрудниками
кафедры информатики и вычислительного эксперимента механико-математического
факультета совместно с сотрудниками Южно-Российского Центра информатизации.
Однако это является только первым, начальным этапом подготовки студентов.
Для нас важно, чтобы информатика являлась не просто самостоятельной дисциплиной,
но служила инструментом для наиболее полного изучения конкретной предметной области.
На многих факультетах и кафедрах в учебном процессе используются компьютерные
обучающие курсы и системы. В 2000 году была продолжена работа по созданию
таких курсов на кафедре иностранных языков для гуманитарных
факультетов. Можно отметить исторический, механико-математический,
физический, филологический факультеты. Здесь успешно реализуют новые
идеи в учебном процессе.
В настоящее время в РГУ проводится обучение студентов работе в
локальных и глобальных сетях, читаются курсы по телекоммуникационным
сетям; внедрены в учебный процесс обучение студентов с использованием
технологии мультимедиа и по компьютерным обучающим курсам в различных
предметных областях.
Сотрудниками факультетов и кафедр РГУ совместно с нашими программистами
создан ряд учебных программных продуктов и электронных учебников на
основе современных технологий, включая мультимедиа, которые
используются в учебном процессе.
- Внедрение и развитие технологий на базе мультимедиа
Лаборатория мультимедиа продолжила работу по разработке и внедрению
в учебный процесс самых современных технологий, среди которых:
- обучающие программы
- Записан CD-ROM с обучающе-контролирующими мультимедиа-программами по
английскому языку "Sherlock Holms", "Great Britain" и "Talk!", созданные
совместно с кафедрой английского языка для гуманитарных факультетов РГУ.
На диске записаны также указания по использованию диска и программ. Ведётся
разработка программы "Passive Voice". Планируется запись в 2001 году нового,
расширенного диска. Все программы созданы в инструментальной системе Toolbook II.
- Завершено создание Web-версии программы "Great Britain" для использования в
сети дистанционного обучения РГУ.
- Велась разработка обучающих компонент (тесты, динамические
интерактивные карты) электронного учебника "История Дона и Северного
Кавказа с древнейших времён до февраля 1917 года", выполнявшаяся по
гранту ИОО совместно с историческим факультетом РГУ;
учебник предназначен для записи на CD-ROM и для сети дистанционного
обучения РГУ.
- Ведётся работа по созданию Web-учебника по курсу "Основы информатики" для СДО РГУ.
- Создана оболочка обучающей программы по курсу "Природные катастрофы"
совместно с доцентом геофака РГУ Ю.В. Агарковым. Оболочка заполняется
текстовыми, видео и фотоматериалами. Программа предназначена для записи
на CD-ROM и создана в системе Toolbook II.
- системы дистанционного образования РГУ
- Создана программа "Регистратор", предназначенная для обеспечения доступа к
обучающим программам в СДО РГУ. Ведётся подключение к СДО обучающих Web-программ
"Great Britain" и "История Дона и Северного Кавказа", а также
доработка по результатам подключения. Работа выполнялась по гранту РГУ.
- презентационные материалы
- Создан видеофильм об академике РАН, директоре Институте механики и
прикладной математики РГУ И.И. Воровиче. Фильм создан совместно с видеогруппой
исторического факультета РГУ с использованием технологии цифрового видеомонтажа) .
- Создан информационно-справочный CD-ROM о Ростовском государственном
университете. Ведётся работа по созданию исправленного и дополненного издания.
- Создан CD-ROM о Калмыцком государственном университете (совместно с группой
студентов и преподавателей КГУ).
- Выполнены презентационные материалы о развитии компьютерных и
телекоммуникационных технологий в системе образования РГУ, Ростова
и Ростовской области.
- Развитие дистанционного образования и новых технологий обучения
В Ростовском государственном университете в последние годы активно развиваются
информационные и дистанционные технологии, использующие компьютерные формы
обучения. Этому способствует современный уровень развития телекоммуникаций в
РГУ, созданный сотрудниками и преподавателями университета банк программных
обучающих средств, методический опыт их использования.
Мощный скачок в развитии компьютерной сети университета, новые возможности,
появившиеся с открытием Центра Интернет РГУ, предоставившего сотрудникам и
студентам возможность выхода в мировые компьютерные сети, - все это
обеспечило совершенно новый информационный уровень и для развития
современных технологий обучения.
В настоящее время на базе Южно-Российского Центра Информатизации РГУ
функционируют федеральный узел связи сети RUNNeT и RBNet, использующий
спутниковый и оптоволоконный каналы.
Помимо технической составляющей не менее важной частью
информационно-образовательной инфраструктуры дистанционного
образования является учебно-методическая работа, предполагающая
использование современных технологий обучения.
На многих факультетах и кафедрах в учебном процессе используются
компьютерные обучающие курсы и системы. В 2000 году была продолжена
работа по созданию таких курсов на кафедре иностранных языков для
гуманитарных факультетов. Можно отметить исторический, механико-математический,
физический, филологический, геолого-географический факультеты.
В настоящее время в РГУ проводится обучение студентов работе в локальных
и глобальных сетях, читаются курсы по телекоммуникационным сетям;
внедрены в учебный процесс обучение студентов с использованием
технологии мультимедиа и по компьютерным обучающим курсам.
Сотрудниками факультетов и кафедр РГУ совместно с нашими программистами
создан ряд учебных программных продуктов и электронных учебников на
основе современных технологий, включая мультимедиа, которые используются
в учебном процессе.
- Компьютерные учебники и курсы, разработанные сотрудниками
РГУ, и курсы, используемые в учебном процессе
- Манипулятор иноязычной лексики. Широкий спектр возможностей работы со словарем.
- Тезаурус филолога. Работа с базами: терминов произведений, авторов текстов.
- Тропы. Работа с памятниками древнерусского красноречия.
- Введение в русскую филологию. Учебник по русской филологии.
- Репетитор по русскому языку.
- Ассоциативный эксперимент.
- Бухгалтерский учёт Computer.
- Курсы: макроэкономика и микроэкономика. Система дистанционного образования(курс предоставлен в рамках программы Всемирного банка и Института "Открытое общество".
- COMPULAB. Модели рецептивных механизмов холоднокровных и высших животных.
- Профиль. Пакет программ для оценки профиля функциональной межполушарной асимметрии мозга человек.
- АРМ студента-физиолога (валеолога). Программно-аппаратные средства для проведения лабораторных занятий по физиологии человека и животных и валеологии.
- MICOLOG. Информационно-поисковая система для НИР студентов.
- GERBARY (Гербарий). Информационно-поисковая система для НИР студентов.
- Микология. Версия 2.0. Учебное пособие по курсу "Низшие растения".
- История Дона и Сев.Кавказа с древнейших времён до 1917 г. Web-учебник по истории региона для дистанционного обучения (создан при поддержке Института "Открытое общество").
- Количественные методы в историческом исследовании. Web-учебник и практикум по курсу.
- Основы информации для студентов исторического факультета. Web-учебник и практикум для студентов.
- Заочная физическая школа. Комплекс программ для заочного обучения физики и математики учеников школ.
- Физика полупроводников и полупроводниковых приборов. Комплекс программ, практикум.
- Риторика на расстоянии. Электронный учебник, словарь и хрестоматия по риторике.
- Изучение иностранных языков по программе Тандем через INTERNET. Внедрение и распространение в ВУЗах России. (создан при поддержке Института "Открытое общество").
- Электронный планетарий РГУ (создан при поддержке Института "Открытое общество").
- Разработка WWW-среды "Математические модели естествознания" (создан при поддержке Института "Открытое общество").
- Численный интерактивный эксперимент по физике атома.
- Математическое моделирование экологии города и экологическое образование (создан при поддержке Института "Открытое общество").
- Контрольные работы по зоологии беспозвоночных. Задания и методические указания.
На базе ЮГИНФО РГУ создан банк компьютерных изданий РГУ.
Учебно-методические разработки, представляемые в банк компьютерных разработок
приравниваются к публикациям при избрании на должности, занимаемые по конкурсу.
ЮГИНФО РГУ ведет каталог, выставляет на WWW-сервер аннотации
и обеспечивает тиражирование компьютерных изданий.
Современный уровень развития компьютерной техники и телекоммуникаций,
новый уровень информатизации общества ставит на повестку дня проблемы развития
дистанционного образования, которое позволит дать равные возможности
различным категориям обучающихся за счет более активного использования
научного и образовательного потенциала ведущих университетов или других
образовательных учреждений. В ЮГИНФО РГУ для более активного развития
этого направления была создана лаборатория дистанционного обучения.
Совместно с Министерством образования Ростовской области разработан
проект Концепции развития дистанционного обучения в регионе.
В РГУ стало традицией ежегодное проведение конференции
по новым информационным и дистанционным технологиям обучения. Эти
конференции каждый раз собирают большую аудиторию не только
преподавателей и сотрудников университета - прекрасных
специалистов, энтузиастов, людей талантливых и увлеченных,
но и специалистов по дистанционным технологиям региона.
Информацию о последней конференции можно увидеть на сервере
РГУ по адресу : http://www.uic.rsu.ru/open_edu.
25 - 26 апреля 2000 года в Ростовском государственном университете состоялась
очередная учебно-методическая конференция "Современные информационные технологии в учебном
процессе", в работе которой участвовали представители 8 факультетов, сотрудники кафедры
английского языка для гуманитарных факультетов, кафедры немецкого
языка, ЮГИНФО РГУ, НИИ нейрокибернетики, НИИМ и ПМ РГУ. В работе
конференции приняли участие сотрудники Министерства образования
Ростовской области, сотрудники Департамента федеральной государственной
службы занятости населения по Ростовской области, представители вузов
( ЮРГТУ ( НПИ) г. Новочеркасск, ДГТУ), Ростовского экономико-статистического
колледжа, средних общеобразовательных школ Ростова -на- Дону.
Накопленный опыт показал, что применение информационных
технологий обучения повышает интерес студентов к изучаемой тематике и качество
подготовки современных специалистов, повышает объективность контроля знаний
студентов, облегчает контакт студентов с новой областью знаний. Внедрение
новых форм обучения приводит к эволюции структур учебных курсов, к
сокращению количества лекционных часов и перенесению центра тяжести
на самостоятельную учебную работу студента с помощью компьютера. Виды
этой работы различны и хорошо контролируются, легко могут участвовать
в рейтинговых системах оценки знаний.
Самые современные технические
средства будут служить людям лишь при наличии такого же уровня
программных средств. Сегодняшний день ставит на одно из самых
важных мест проблему развития новых информационных технологий.
Для университета это, в первую очередь, вопрос развития новых
технологий обучения.