Суховецкая Галина Владимировна
Образование и повышение квалификации:
Дата начала общего стажа: 02.02.1990
Стаж по специальности (в годах): 14
Преподаваемые дисциплины:
-
Методология социально-гуманитарного познания
Целью курса является обобщение и систематизация знаний студентов в области методов и методологии исследования и прогнозирования развития общества.
Задачи курса: Курс призван углубить и систематизировать имеющиеся знания по методологии исследования социально-гуманитарного познания, знакомит с новыми направлениями развития дисциплины и указывает на актуальные теоретические и методологические проблемы. По результатам курса студенты должны получить целостное представление о специфике социально-гуманитарного познания, и в то же время должны иметь возможность сформировать собственный взгляд на основные проблемные области дисциплины.
Результатом изучения курса должно стать сложившееся представление студентов о возможностях прогнозирования развития общества, о специфике исследования социально-гуманитарных исследований в отличие от других сфер человеческой жизнедеятельности. Студенты должны ориентироваться в методологиях и парадигмах философских исследований, выделять структурные элементы общественной жизни, уметь анализировать различные социальные явления, что даст им возможность более полно выразить свои интересы в рамках специализации, научной работы и выборе профессиональной деятельности.
-
Философия и методология науки
Комплексная цель курса ; формирование у магистрантов Института математики, механики и компьютерных наук навыков и умений решать на теоретическом уровне мировоззренческие проблемы, осваивать вопросы, связанные с развитием сознания и самосознания, уяснять специфику познавательной деятельности, осмысливать статус науки в духовной культуре общества, выяснять связи и взаимоотношения математики и философии, их взаимосвязи и роли философии в становлении и развитии математического знания, формировать понимание природы общества, причин его развития, структуры социального организма и взаимосвязей между его элементами, что способствует выработке самостоятельного взгляда на социальные явления современности, ориентации в многомерном социокультурном пространстве.
Задачи курса:
Курс представляет собой углублённое изучение философской проблематики. Его основная задача ; способствовать созданию у магистрантов целостного системного представления о мире и месте человека в нём, а также формированию и развитию философского и мировоззрения, умению анализировать философские составляющие математических проблем как общего так и прикладного порядка.
- выявление проблемного характера философского знания и специфики предмета философии;
- уяснение места философии в системе культуры, взаимоотношения философии и математики;
раскрытие структуры философского знания и анализ его метафизического, гносеологического, социального и антропологического аспектов;
- раскрытие основных функций философии: мировоззренческой, познавательной, методологической, аксиологической и др.;
- изучение комплекса философских проблем математики;
- выработка навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных направлений и школ;
- развитие творческого мышления;
- формирование:
а) общенаучных компетенций таких, как способность и постоянную готовность совершенствовать и углублять свои знания; способность быстро адаптироваться к любым ситуациям, умение опознавать при анализе сложных предметных систем логические категории;
б) инструментальных: способность к анализу и синтезу информации, полученной из любых источников, использовать категории как инструменты анализа и предсказания тенденций развития исследуемых предметов (на модели развивающегося мышления), способность к письменной и устной коммуникации;
в) социально-личностных и общекультурных: навыки межличностных отношений; работа в команде; способность к самокритике и критике.
-
ФИЛОСОФИЯ (для нефилософских направлений подготовки)
Учебная дисциплина "Философия" относится к базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата и предназначена для студентов второго года обучения (3-4 семестр). Она исчерпывает собой программу по философии для естественнонаучных факультетов.
Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Знания: основных этапов и закономерностей исторического развития общества для формирования гражданской позиции, сформированная изучением дисциплины "История"; сведения из школьного курса обществоведения, знание школьного курса мировой и отечественной истории, сведения о науках естественного цикла на уровне универсального (школьного) тезауруса.
Умения: решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно- коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности сформированные изучением дисциплины "Информационно- коммуникационные технологии" и "Информатика". А также на пользовательском уровне уметь использовать ПК - Word, e-mail, Power point.
Навыки: к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия, сформированными в процессе освоения дисциплин: "Иностранный язык" и "Русский язык в среде профессиональной коммуникации". А также навыки по написанию сочинений и эссе из школьного курса литературы и русского языка, публичных выступлений на уроках.
Дисциплина "Философия" способствует на практике эффективному освоению и применению навыков научного мышления, аргументирования и обоснования теоретических и практических позиций.
Цель изучения дисциплины
В процессе преподавания учебной дисциплины "Философия" ставятся и реализуются следующие цели:
- формирование у студентов комплексных (системных) представлений об окружающем мире, роли и месте в нем человека, назначении и смысле человеческой жизни;
- осмысление философии как формы общественного сознания, усвоение предельных оснований культуры, духовных аспектов бытия;
- познание истории философского мышления как методологической основы анализа природы, общества и человеческого мышления;
- осознание студентом своей социальной деятельности в перспективе универсальных культурно-мировоззренческих кодов и смыслов;
- побуждение к духовной независимости и свободе, что способствует формированию высокой культуры мышления и чувств.
-
Философские основы творчества
Целью дисциплины является получение представлений о феномене творчества, его роли в культуре человечества, специфике научного творчества и современных концепциях творчества в философии и науке.
Во многом творческая деятельность основывается на познавательных способностях человека: творческие компоненты есть и в составе чувственных представлений, и в системе мыслительных образов и понятий.
Предлагаемый модуль рассчитан на магистров философского направления подготовки и позволяет углубить и систематизировать имеющиеся знания по эвристике, основам творчества и креативности, познакомить с новыми исследованиями проблемы творчества в современных науках.
-
Философские и психологические проблемы творчества
Дисциплина "Философские и психологические проблемы творчества" является общенаучной и предполагает формирование у обучающихся не только знаний о феномене творчества в философии и психологии, но и навыков творческого мышления, различных подходов к решению научных и экзистенциальных задач.
Целью дисциплины является получение представлений о феномене творчества, его роли в культуре человечества, специфике научного творчества и современных концепциях творчества в философии и науке.
Во многом творческая деятельность основывается на познавательных способностях человека: творческие компоненты есть и в составе чувственных представлений, и в системе мыслительных образов и понятий.
Предлагаемый курс рассчитан на широкий круг заинтересованных слушателей, имеющих базовые знания по основам философии и психологии, и позволяет углубить и систематизировать имеющиеся знания, а также познакомить магистрантов с новыми исследованиями по эвристике, основам творчества и креативности, проблеме творчества в современных науках.
-
Онтология, эпистемология и риторические репрезентации
Дисциплина является выборным курсом, рассчитанным на широкую аудиторию слушателей.
Цели освоения дисциплины: обобщение накопленных знаний о бытии человека-в-мире, осмысление тем бытия и ценностей, познания и практики, выработка знаний о предмете и объекте риторики, современных законах и принципах культуры речи и типах речевых культур, исследования взаимосвязи практического, познавательного и ценностно-оценочного отношений человека к миру.
Задачи: учебная дисциплина "Онтология, гносеология и риторические репрезентации" призвана углубить и систематизировать имеющиеся знания по онтологии гносеологии и риторике, познакомить с новыми направлениями развития философии. По результатам курса студенты должны получить целостное представление о философии, как многообразии и единстве философских наук, осуществляющей мировоззренческую и методологическую, ценностно-оценочную и прогностическую функции в целом способствующей сформированию собственной мировоззренческой позиции.
Практическая значимость: дисциплина формирует у студентов представления о философии как форме интеллектуальной коммуникации современного человечества, позволяющей средствами разума осмысливать самоценность человеческой личности, гармонизируя ее с оценкой ценности человеческой жизни в целом. Практика современной жизни требует развития диалога философских традиций Запада и Востока: диалога культур жизненно необходимого в условиях нарастающей проблематизации бытия человека-в-мире.
Традиция философствования, осмысления жизненных проблем человека, общества, культуры, преодолевая свой собственный гипертеоретизм, возвращается к своим истокам: обретает статус философии как мудрости жизни.
Дополнительная информация:
Суховецкая Галина Владимировна
Должность: доцент кафедры философии и методологии науки
Ученая степень: кандидат философских наук
Подразделение: кафедра философии и методологии науки Института философии и социально-политических наук ЮФУ
Образование:
- Специальность "Философ. Преподаватель", РГУ, 2005;
- Аспирантура - 2005-2008, кандидатская диссертация по специальности 24.00.01 - теория и история культуры на тему "Культурно-исторические предпосылки модернизации России", 2010, ЮФУ.
Преподавательская деятельность:
- 2016 - по настоящее время - доцент кафедры философии и методологии науки;
- 2011-2016 - Старший преподаватель кафедры философии и методологии науки;
- 2006-2010 - Преподаватель кафедры теории культуры, этики и эстетики, факультета философии и культурологии (совместительство);
Область научных интересов
- методология общественного развития
- онтологическая проблематика в современной философии
- вопросы философии творчества
Основные публикации:
- Суховецкая Г.В., Культурно-историческая матрица как концепт социогуманитарных исследований. // Логика, методология, науковедение: интеллектуальные практики, стратегии и паттерны. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. ; Ростов-на-Дону ; Таганрог, ЮФУ, 2019. С. 222-226
- Суховецкая Г.В., Матричные методы в социогуманитарных исследованиях. // Общественные науки в современном мире. Выпуск IV. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (11 сентября 2017 г.) ; Уфа, 2017. С.17-19
- Суховецкая Г.В., Почему Россия не Европа: новое о русском византизме. - Саарбрюккен, Германия, LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016. С. 111
- Суховецкая Г.В., Культурно-историческая матрица России: модернизация или ликвидация? //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2014, N 2-1 (40), С 183-187
- Классические методы в неклассической исследовательской парадигме: метод историзма.// Коллективная монография "Философские проблемы социального, политического, экономического развития: реалии современости" - Ростов н/Д. РИО РТИСТ ФГБОУ ВПО "ЮРГУЭС", 2013. С. 257-262
- Суховецкая Г.В., Метод историзма в культурологических исследованиях.// Известия ВУЗов. Северо-кавказский регион. Общественные науки. N 1, 2010. С. 15-19
Грантовые проекты (Фонд, номер проекта, название проекта, руководитель или исполнитель, срок исполнения)
- РГНФ, ГК N 05.043.11.0017 от 14.05.2014 тема N 213.01-05/2014-1: "Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей "Образование и педагогика" (направления подготовки - гуманитарные науки, история), предполагающих академическую мобильность студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия". Исполнитель, 2014-2016
Административная деятельность:
- 2014-2016 - заместитель директора по учебно-методической работе
- 2015- по настоящее время - ответственный сотрудник по проведению практик обучающимися Института философии и социально-политических наук
- 2017- по настоящее время - руководитель программы профессиональной переподготовки "Преподаватель обществознания и социогуманитарных дисциплин" на базе высшего образования.