Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Воронцов Дмитрий Владимирович

Кафедра социальной психологии - Заведующий кафедрой

ауд. 234, проспект М. Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038

E-mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Персональная страница:
https://sfedu.ru/person/dmvorontsov
Персональная страница на английском:
https://sfedu.ru/en/person/dmvorontsov

Звание: доцент

Степень: кандидат психологических наук

Образование и повышение квалификации:

  • высшее образование: Ростовский государственный университет (01.09.1985 - 30.06.1992)
    Философия
    философ, преподаватель философии
  • послевузовское образование: Северо-Кавказский научный центр высшей школы (01.10.1992 - 30.06.1996)
    аспирантура по специальности 19.00.05 - Социальная психология
  • повышение квалификации: Ростовский государственный медицинский университет (01.12.1999 - 30.12.1999)
    Медицинская психология
  • повышение квалификации: Государственный академический университет гуманитарных наук (08.01.2002 - 05.04.2002)
    Социология, Качественные методы в социологическом исследовании
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (01.09.2008 - 30.12.2008)
    Актуальные вопросы модернизации высшего образования в России
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (03.11.2008 - 14.11.2008)
    Развитие профессиональных и управленческих навыков, использование интерактивных проекционных экранов
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (01.04.2008 - 30.06.2008)
    Иноязычная коммуникативная компетентность научно-педагогических кадров
    Французский язык для начинающих
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (14.03.2011 - 30.03.2011)
    Повышение языковой коммуникативной компетенции сотрудников ЮФУ
    Французский язык (средний уровень)
  • повышение квалификации: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (25.06.2014 - 28.08.2014)
    Профилактика аддиктивного поведения молодежи
  • повышение квалификации: Институт психологии Южного федерального университета (03.12.2015 - 18.12.2015)
    Математические и статистические методы в психологических и педагогических исследованиях
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (10.11.2016 - 07.04.2017)
    Управление и экономика в высшем образовании
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (14.02.2017 - 29.06.2017)
    Повышение коммуникативной компетенции по английскому языку для академических целей (уровень В2)

Дата начала общего стажа: 01.12.1989

Стаж по специальности (в годах): 16

Преподаваемые дисциплины:

  • Гендерная психология общения
    дисциплина по выбору, магистратура по направлению "Психология" (гендерная теория, квир-теория, прикладные гендерные исследования в социальной психологии, проявление гендерной идентичности личности в общении).
  • Социологическая психология
    дисциплина по выбору, аспирантура направлению "Психология" (взаимное влияние социальных институтов и социальной структуры на психологию и поведение человека).
  • Гендерная психология и психология сексуальности
    дисциплина по выбору, специалитет "Клиническая психология"
  • Социально-психологические методы воздействия на группу и личность
    вариативная специальная дисциплина, специалитет "Психология служебной деятельности" (теоретические основы планирования и проведения мероприятий по развитию личности сотрудников с использованием социально-психологических методов воздействия).

Дополнительная информация:

Дата рождения 01.05.1968. 

В 1992 окончил отделение философии философского факультета Ростовского государственного университета по специальности "Философия".

 Кандидат психологических наук.

 Доцент.

 Стаж научно-педагогической деятельности - 16 лет.

 Основные этапы педагогической деятельности:

 - 1992 - 1996 - аспирантура Северо-Кавказского научного центра высшей школы, специальность 19.00.05 "Социальная психология";

 - 1999 - защита кандидатской диссертации на тему "Социально-психологические характеристики межличностного общения и поведения мужчин с гомосексуальной идентичностью" (научный руководитель заведующая кафедрой социальной психологии РГУ, проф., д.псх.н. В.А. Лабунская);

 - 1999 - 2001 - старший преподаватель кафедры социальной и педагогической психологии РГПУ;

- 2000 - 2003 - старший преподаватель кафедры социальной психологии РГУ (по совместительству);

 - 2001 - 2003 - старший преподаватель кафедры специальной психологии и психофизиологии РГПУ;

 - 2003 - 2004 - доцент кафедры специальной и практической психологии РГПУ;

 - 2003 - 2005 - доцент кафедры социальной психологии РГУ (по совместительству);

- 2004 - 2005 - и.о. заведующего кафедрой специальной и практической психологии РГПУ;

- 2005 - 2016. - доцент кафедры социальной психологии ЮФУ;

- 2016 по н.в. - исполняющий обязанности заведующего кафедрой социальной психологии и психологии личности Академии психологии и педагогики ЮФУ


- 2005 - по 2015. - доцент кафедры специальной и практической психологии Педагогического института ЮФУ (по совместительству);

- 2006 - по 2012. - доцент кафедры социологии, политологии и права ИППК ЮФУ (по совмесительству).

 Всего опубликовано более 90 научных работ, из них 15 в центральной печати и изданиях, включенных в список ВАК, автор восьмиучебных пособий (в соавторстве), из них пять с грифом УМО по психологии.

 Монографии:

 1. Гендерная психология общения. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2008. - 226 с. (12 п.л.)

2. Прикладная психология общения и межличностного познания: коллективная монография / Под ред. Л. И. Рюмшиной - М.: КРЕДО, 2015 

 Учебные пособия:

 1. Глава "Что такое гендер?" // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной, 2-е издание, исправленное и дополненное. - СПб.: Питер, 2008. (1 п.л.).

 2. Основы клинической психологии. (15п.л.), Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 2004 г. в соавторстве с Юматовой И.И., Репиной Н.В.

3. Социальная психология пола (глава 8) // Психология личности / Под ред. П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской. - М.: ЭКСМО, 2007.

4. Социально-психологические основы психологической помощи: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2014 (Электронное издание)
http://open-edu.sfedu.ru/node/2525

5. Введение в социологическую социальную психологию: Учебное пособиеРостов-на-Дону: ЮФУ, 2014 (Электронное издание)
http://open-edu.sfedu.ru/node/2526

6. Профилактики зависимостей подростков в вопросах и ответах: практическое пособие. М.: Кредо, 2015. (в соавторстве с  Занина Л.В., Савченко В.И., Гаврилова А.В.)

7. Клиническая психология: учебник / под общ. ред. Е. Г. Шевыревой. Ростов н/Д: Феникс, 2016. (в соавторстве с Труфанова О.К. Шевырева Е.Г. Юматова И.И.)

Основные научные статьи:

 1. "Мужское?"... "Женское?"... "Просто Иное!": Квир-теория и перспективы психологии тендерных различий в постмодернистской культуре // Симпозиум. Ежегодный междисциплинарный журнал. Выпуск N 2, 2005. (0,4 п.л.)

 2. Маскулинность и фемининность в становлении человека // Человек: проблемы становления. Сб. научных статей / Под ред. P.M. Чумичевой, А.К. Белоусовой. - Ростов н/Д: РГПУ, 2005. (0,6 п.л.).

 3. Методологические принципы гендерного анализа общения // Социология гендера: методы исследования в различных социальных мирах / Науч. редактор Л.С. Савченко. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2008, (0,4 п.л.).

 4. Гендерный аспект представлений о подростковой гомосексуальности в системе отношений личности у педагогов-женщин // Профессиональные представления: теория и реальность. Ростов-на-Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2008 (1 п.л.)

5. Гендерные исследования в социальной психологии: границы поля // Российский психологический журнал. Т.6 N 2, 2009. С. 8-18.

6. Демонстрация гендерного статуса посредством стратегии достижения взаимопонимания, предпочитаемой молодыми мужчинами в межличностном общении с девушками //  Психология общения 21 век: 10 лет развития: Материалы международной конференции 8-10 октября 2009 года: в 2-х т.т. Т. 1. ; М., Обнинск: ИГ-Социн, 2009, с. 206-209.

7. Что же такое "гендерные исследования" чего бы то ни было?  Гендерные исследования: Харьковский центр гендерных исследований.  2009. N 19. С. 172-185.

8. Гегемонная маскулинность и механизмы отношений доминирования в межгрупповом общении как социально-психологические детерминанты феномена терроризма в России //  Российский психологический журнал. Том 7. N 5-6. 2010. С. 41-46.

9. Квир-теория: перспективы психологического анализа сексуальности //  Вопросы психологии. 2012, N 2. C. 153-162.

10. Отношение к гомосексуальности в структуре этнической идентичности армянских и русских мужчин, проживающих в одном регионе //  Теоретические проблемы этнической и кросс-культурной психологии: Материалы Третьей Международной научной конференции 24-25 мая 2012 г. / Отв. ред. В.В. Гриценко. ; Смоленск: Маджента, 2012. Т. 1. Проблемы методологии этнической и кросскультурной психологии. С. 62-66.

11. Дихотомия гомо- и гетеросексуальности в конструкте маскулинности у юношей //  Способы быть мужчиной: Трансформации маскулинности в XXI веке / Коллектив авторов. Ред.-сост. И.Н. Тартаковская. ; М.: Фонд им. Генриха Бёлля, Изд-во "Звенья", 2013. С. 138-156.

12. Репрезентации фемининности в творчестве А.П.Чехова: гендерные проблемы чеховской души //  Гуманитарий Юга России. 2013. N 2, с. 38-45.

13. Феномен привлекательности гомосексуальной маскулинности как признак трансформации гендерных ожиданий женщин в российском обществе //  На перепутье: методология, теория и практика ЛГБТ и квир-исследований: сборник статей / ред.-сост. А. А. Кондаков. ; СПб.: Центр независимых социологических исследований, 2014. ; С. 281-292.

14. Гендерная идеология и сексуальные установки личности как факторы уязвимости студентов Ростовской области перед ВИЧ-инфекцией //  Северо-Кавказский психологический вестник. 2014. N 12-2. С. 10-14.

15. Чувство благополучия жизни у молодых людей с разной степенью нормативности гендерной идеологии //  Психологическое здоровье личности: теория и практика. Сборник научных трудов по материалам I Всероссийской научно-практической конференции 22-23 октября 2014 года. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014, с. 464-470.

16. Гендер и квир: novum organum российской социальной психологии, или "приличные" термины для "неприличного" предмета //  Социальная психология и общество. 2014. Том 5. N 4. С. 14-28.

17. Мотивирование проблемных подростков на коррекционную работу с психологом: модель сотрудничества //  Профилактика и коррекция проблемного поведения: материалы всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону 17 апреля 2014 г. ; М.: Кредо, 2015. С. 30-35.

18. Инклюзия сексуальности в образовательный процесс: социально-психологические аспекты нормативности в педагогической деятельности //  Психология обучения. 2015. N 9. С. 65-82.

19. Способна ли консервативная гендерная идеология улучшить практики межличностных отношений в современной семье? //  VI-я Международная научная конференция "Психологические проблемы современной семьи": сборник тезисов / Под ред. Карабановой О.А., Захаровой Е.И., Чурбановой С.М., Васягина Н.Н. - Москва - Звенигород, 30 сентября - 4 октября 2015 г. С. 1281-1292.

20. Социально-психологические проблемы развития сексуального образования подростков в России в рамках европейского стандарта сексуального образования //  Личность в культуре и образовании: психологическое сопровожде­ние, развитие, социализация : сборник научных статей / под общ. ред. А. В. Черной; Южный федеральный университет. ; Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2015. С. 370-376.

21. Либерализм vs. консерватизм: гендерные контроверзы об идеальных семейных отношениях //  // Научная мысль Кавказа. 2016. N 1 (85), с. 43-49 (в соавторстве с И.И. Дроздовой).

22. Влияние ролевой гендерной идентичности на представления о насилии у девушек-студенток // Российский психологический журнал. 2016. Том 13. N 2. С. 24-35 (в соавторстве с Е.А. Азаровой и С.В. Бедрединовой (Гридневой)).

23. Сексуальность как этничность: культурный поворот в психологическом понимании гендерных аспектов личности //  Личность и бытие: человек как субъект социокультурной реальности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. З.И. Рябикиной и В.В. Знакова. ; Краснодар: Ку-банский гос. ун-т, 2016. С. 122-125


Учебно-методические ресурсы