Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Полякова Татьяна Сергеевна

+7(928) 620-76-21

Институт математики, механики и компьютерных наук им. И.И. Воровича - Профессор

пр. Стачки, 200/1, к. 312

E-mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Персональная страница:
https://sfedu.ru/person/tspolyakova
Персональная страница на английском:
https://sfedu.ru/en/person/tspolyakova

Звание: профессор

Степень: доктор педагогических наук

Образование и повышение квалификации:

  • высшее образование: Ростовский государственный педагогический университет (01.09.1965 - 01.09.1969)
    математика
    учитель математики

Дата начала общего стажа: 01.09.1970

Стаж по специальности (в годах): 47 лет

Преподаваемые дисциплины:

  • История математики.
    Классический курс всеобщей истории математики, читается на принципах периодизации, цивилизационного подхода, релевантности для будущего учителя математики.
  • История математики и математического образования в России
    Авторский курс, второй раздел "История математического образования в России" читается на основе фундаментальных трудов автора: История математического образования в России. - М.: Изд-во Московского университета, 2002. - 624 с. Леонард Эйлер и математическое образование в России. - М.: URSS, Комкнига, 2007. - 184 с. В основе принципы периодизации истории отечественных математики и математического образования, персонализации и институциализации.
  • Научные коммуникации в математическом образовании
    Авторский курс. Читается магистрантам, обучающимся по программе "Математическое образование", обеспечивает самоидентификацию обучающихся как будущих магистров, раннее включение их в исследовательскую деятельность по выбору тематики и методологическому обоснованию выпускной квалификационной работы в виде письменной рукописной коммуникации (магистерская диссертация)
  • Методика профессионально ориентированного обучения
    Читается аспирантам мехмата 1-го года обучения. Обеспечивает подготовку аспирантов к преподаванию математики в высшем учебном заведении.

Дополнительная информация:

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой геометрии и методики преподавания математики Педагогического института Южного федерального университета 


Родилась 28 декабря 1946 г. В 1964 г. с медалью закончила среднюю школу, в 1969 ; с отличием факультет математики Ростовского государственного педагогического института. С сентября 1970 г. по настоящее время работает в этом же институте (позднее ; университете, ныне ; Педагогическом институте Южного федерального университета), пройдя все этапы ; от ассистента до профессора, заведующей кафедрой геометрии и методики преподавания математики.

В 1977 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему "Исследование дидактических затруднений учителей и средств их предупреждения в процессе обучения в педвузе", в которой изучены затруднения в педагогической деятельности учителей математики и предложены пути их предупреждения и преодоления.

Научный руководитель ; доктор педагогических наук, вице-президент Академии педагогических наук СССР Юрий Константинович Бабанский, который создал эффективную научно-педагогическую школу оптимизации учебного процесса.

На базе диссертационного исследования написана монография "Анализ затруднений в педагогической деятельности будущих учителей", которая была представлена на V Всесоюзный конкурс молодых ученых, учрежденный АН СССР, АПН СССР, ЦК ВЛКСМ. В 1979 г. стала лауреатом этого конкурса, что позволило в 1983 г. опубликовать монографию в издательстве "Педагогика". В 1986 г. книга была переиздана в Германии.

В начале 90-х гг. XX в. научные интересы Т.С. Поляковой начали концентрироваться на истории отечественного математического образования и методики ее изучении в процессе подготовки учителей математики. В 1993 г. в научно-методическом журнале "Математика в школе" опубликована программа курса "История отечественного школьного математического образования", что послужило началом широкой деятельности математико-методического сообщества по исследованию истории математического образования как в целом в России, так и в отдельных регионах, а также деятельности персоналий в сфере математического образования.

В 1998 г. Т.С. Поляковой защищена докторская диссертация на тему "Историко-методическая подготовка учителя математики в педагогическом вузе".

С 2001 г. Т.С. Полякова ; председатель совета по защитам диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 ; теория и методика обучения и воспитания (математика).

Т.С. Полякова является руководителем научной школы по проблематике "Историко-профессиональная подготовка учителя математики", она является научным руководителем магистратуры и аспирантуры, под ее руководством защищено 11 диссертаций по теории и методике обучения и воспитания (математика), она консультирует соискателей на ученую степень доктора педагогических наук по этой же специальности.

Начиная с 1997 г., Т.С. Поляковой создан цикл трудов по указанной выше проблематике, в котором осуществлено научно-теоретическое, содержательное, методическое, технологическое и экспериментальное решение образовательной проблемы создания истории отечественного математического образования и внедрения ее в подготовку учителей математики. Показано, как решение этой проблемы не только повышает их профессиональную компетентность, но и способствует реализации комплекса задач, связанных с формированием аксиологических ориентаций, национальной идентичности, воспитанием патриотизма, восстановлением исторической памяти и др., особенно актуальных в период перехода общества на новую социально-культурную парадигму.

Научная новизна цикла трудов заключается в создании фундаментальной истории отечественного математического образования на основе оригинальной теоретической модели ее структуризации и анализа, а также обоснованной периодизации; выявлении особенностей досоветской эпохи ее развития; характеристике вклада выдающихся математиков и государственных деятелей в ее становление. Инициирован новый вид профессиональной подготовки ; историко-методическая подготовка. Она органично входит в сферу профессиональных интересов учителей математики, обеспечивая трансляцию знаний и ценностей, ассоциированных с историей математического образования в России, и одновременно решая задачи гуманитаризации подготовки учителей математики, введения ее не только в научный, но и в культурный контекст, разрешения многочисленных противоречий современного высшего педагогико-математического образования.

Практическая значимость цикла трудов состоит в том, что с содержательной, методической и технологической сторон разработано ядро историко-методической подготовки учителя математики ; авторский курс истории отечественного математического образования, который может быть использован в образовательных учреждениях, готовящих учителей математики. Для магистратуры разработан курс "История математики и математического образования в России".

Эти курсы внедрены в практику работы Ростовского государственного педагогического университета ( Педагогического института Южного федерального университета, ныне Института математики, механики и компьютерных наук им. И.И. Воровича), его филиалов, других образовательных учреждений страны и показал высокую эффективность. Внедрение полученных результатов осуществлено и с помощью публикаций (более 200). В том числе, монографий, опубликованных в центральных издательствах; учебных пособий, рекомендованных Министерством образования РФ, серии статей. Свидетельством конкурентоспособности цикла трудов на мировом уровне является публикация части из них за рубежом (Германия, Словакия, Дания, США), участие автора в качестве члена официальной делегации РФ в работе X Международного конгресса по математическому образованию (Копенгаген, 2004).

Учебно-методические ресурсы