Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Чумичева Раиса Михайловна

Кафедра дошкольного образования - Профессор

Ростов-на-Дону, пер. Днепровский,116 ауд.125

E-mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Персональная страница:
https://sfedu.ru/person/rmchumicheva

Звание: профессор

Степень: доктор педагогических наук

Образование и повышение квалификации:

  • высшее образование: РГПИ ( - )
    "Педагогика и психология (дошкольная)"
    "Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист по дошкольному воспитанию".

Дата начала общего стажа: 01.11.1967

Стаж по специальности (в годах): 50

Преподаваемые дисциплины:

  • Методология и методы исследования
    Модуль1 "Методология педагогического исследования". Понятие методология научного исследования. Методологический аппарат научного исследования. Модуль 2. "Методы научного педагогического исследования. Классификация методов научного педагогического исследования. Математические и статистические методы научного педагогического исследования. Модуль 3 "Организация научного педагогического исследования. Целостный подход к процессу организации научного педагогического исследования. Разработка методики научного педагогического эксперимента. Критерии оценки результатов педагогического исследования
  • Педагогика высшей школы
    Модуль 1. Современная система высшего образования в России и за рубежом История развития высшего образования и его современное состояние за рубежом и в России. Современные подходы и парадигмы системы высшего образования. Модуль 2. Дидактика высшей школы Нормативно-правовые и педагогические основы организации образовательного процесса в высшей школе. Формы организации учебной деятельности студентов в высшей школе. Современные технологии обучения в высшей школе (в том числе информационно-коммуникативные технологии. Организация самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности студентов в высшей школе. Фонды оценочных средств качества подготовки студентов в вузе Модуль 3. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в вузе. Учебно-методическая и проектная деятельность в вузе. Научно-исследовательская деятельность преподавателя в вузе. Мастерство и компетентность преподавателя высшей школы.
  • Современнные проблемы науки и образования
    Единство науки и практики: основа инновационных процессов в образовании 1.1. Наука как явление современного общества и путь развития цивилизации. 1.2. Наука ; фактор развития образовательной практики. 1.3.Практика ; пространство проверки научной истины. Модуль 4. Парадигмы, концепции, теории педагогической науки 2.1. Личностно-ориентированная парадигма образования и ее принципы модернизации образования 2.2. Культуросообразная концепция образования и тенденции ее развития в современных эссе, 2.3. Системно-деятельностный подход в модернизации дошкольного образования. 2.4.Событийный подход в организации образовательной среды дошкольной организации. 2.5. Футурологический подход в проектировании образовательных программ дошкольной организации. Дошкольное образование и инновационные процессы. 3.1. Дошкольное образование как составляющий уровень системы образования в России. 3.2. Практика дошкольного образование и ее инновационные процессы. 3.3. Состояние и стратегии дошкольного образования.
  • Проектирование и реализация ФГОС ДО
    Тема 1. ФГОС ДО как объект проектирования в ДОО Тема 2. Принципы и алгоритм проектирования ФГОС ДО относительно целевых ориентиров Раздел 2. Проектирование и реализация ФГОС ДО Тема 1. Проектирование и реализация процессов обучения и воспитания как целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей Тема 2. Проектирование и реализация программы развития ДОО Тема 3. Проектирование и реализация программ вариативного развивающего образования Тема 4. Проектирование и реализация психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования Тема 5. Проектирование и реализация условий создания социальной ситуации развития детей Тема 6. Проектирование и реализация развивающей предметно-пространственная среда Тема 7. Проектирование и реализация психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей на принципах сотрудничества Тема 8. Проектирование и реализация взаимодействия ДОУ и школы на принципах преемственности Тема 9. Проектирование и реализация сетевого взаимодействия (ДОУ, учреждения культуры, спорта, социальных институтов воспитания и др.) на принципах системно-деятельного подхода Тема 10. Проектирование и внедрение системы педагогического мониторинга качества реализации ФГОС ДО Тема 11. Проектирование и реализация программ оценка индивидуального развития детей. Тема 12. Проектирование и реализация программ сопровождения процесса профессионального развития педагогических и руководящих работников ДОО
  • Технологиии реализации ООП ДО
    Модуль 1. Технологии реализации образовательных областей Технологии развития, поддержки и культурные практики реализации ОО "социально-коммуникативное развитие" Технологии развития, поддержки и культурные практики реализации ОО "познавательное развитие" Технологии развития, поддержки и культурные практики реализации ОО "речевое развитие" Технологии развития, поддержки и культурные практики реализации ОО "художественно-эстетического развития" Технологии развития, поддержки и культурные практики реализации ОО "физическое развитие". Модуль 2. Психолого-педагогические условия реализации ООП ДО Технологии организации социальной ситуации развития Технологии организации педагогического мониторинга Технологии организации индивидуальной диагностики Технологии организации вариативного образования Модуль 3. Технологии реализации ресурсов ООП ДО Подбор и расстановка кадрового ресурса в реализации ООП ДО Научно-методическое сопровождение педагогов ДОО Технологии реализации средового ресурса ДОО Материально-техническая и финансовая поддержка ООП ДО
  • Методическое сопровождение художественно-эстетического развития детей
    Тема 1. Принципы проектирования: гуманистический, деятельностный, культуросообразный, системный, проектно-целевой и др. Алгоритм проектирования художественно-эстетического развития детей: поэтапный, сезонный, последовательный, сетевой и др. Тема 2. Художественно-эстетические виды деятельности в ДОУ как объект проектирования: специфика структуры деятельности - изобразительная, музыкальная, художественно-литературная, театрализованная и др.; особенности проектного подхода к развитию художественно-эстетических видов деятельности. Темы 1 - 5. Проектирование художественно-эстетических видов деятельности (изобразительной, музыкальной, художественно-литературной, художественно-прикладной, театрализованной): идеи, концепции, принципы, требования ФГОС ДО, цели, задачи, направления, этапы, алгоритм, организация деятельности, технологии развития, педагогический мониторинг, ожидаемы результат (описание и графическая модель). Тема 6. Проектирование художественно-эстетических событий в ДОУ как среды создания эмоционального комфорта встречи с искусством: понятие художественно-эстетических событий, ценность в развитии дошкольников, особенности проектирования, условия реализации. Тема 7. Проектирование художественно-эстетического развития детей в условиях дополнительного образования (художественная студия в ДОУ, центр, художественная школа и т.п.): организации и учреждения художественно-эстетического развития, специфика проектирования процесса художественно-эстетического развития детей (цели, направленность, содержания, принципы, ожидаемые результаты и т.п.).

Информация об экспертной деятельности:

Уровень: Член редколлегии журнала
Научное направление: Образование и педагогика
Ключевые слова: образование
Уровень: Эксперт научно-тенической сферы
Научное направление: Образование и педагогика
Ключевые слова: образование
Уровень: ЭС при Правительстве РФ
Научное направление: Образование и педагогика
Ключевые слова: образование
Уровень: Член редколлегии журнала
Научное направление: Образование и педагогика
Ключевые слова: образования

Дополнительная информация:

Доктор педагогических наук, профессор.

Докторская диссертация: "Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника" (1995). Автор более 200  работ.

 Разработчик научных направлений по проблемам детства в Южном отделении РАО, руководитель лаборатории "Проектирование непрерывного педагогического и дошкольного образования" при Южном отделении РАО.

Под ее руководством защищено 56  кандидатские диссертации, 8 докторских диссертаций; готовятся к защите работы на соискание ученой степени кандидата педагогических наук 5 аспирантов. 

Наиболее значимые научные работы (1992-2005 гг.):

1. Дошкольникам о живописи. - М.: Просвещение, 1992. - 10 п.л.

2. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего
дошкольника. - Ростов-на-Дону, 1995. - 15 п.л.

3. Концепция подготовки творческого специалиста по дошкольному
воспитанию в условиях многоуровневого образования в системе "высшее
педучилище-вуз". - Ростов-на-Дону: 1995.-1,5 п.л. (в соавтор., личный вклад-0,5 п.л.)

4. Основы профессиональной подготовки специалистов на
педагогическом факультете педагогического института // Начальная школа,
1996. N9. - 1.0 п.л. (в соав. личный вклад 0.5 п.л.)

5. Ребенок в мире культуры /Под общей ред. Р. М.Чумичевой.
Ставрополь, 1998. - 34,9 п.л. (в соавтор, личный вклад 12,5 п.л.).

6. Моделирование пространства детства в ДОУ как условие
сохранения и развития личности ребенка //Моделирование образовательного
пространства: Межвуз. сб. науч.тр. Ростов - на - Дону, 1998. Вып. 2. - 0,8
п.л.

7. Перспективы развития дошкольного образования Ростовской
области //Моделирование образовательного пространства: Межвуз. сб. науч.
тр.: Ростов-на-Дону: РГПУ, 1998. Вып. 2.-0,5 п.л. (в соавт., личный вклад-
0,25 п.л.).

8. Ребенок в пространстве города Ростова - на - Дону. - Ростов - на -
Дону, 1999. - 4,0. п.л. (в соавторстве, личный вклад - 2,0 п.л.).

9. Культу росообразная модель педагогической подготовки
специалистов: история и современность. - Сб. науч. трудов "Региональный
подход в формировании духовных ценностей будущего педагога". - Ростов-
на-Дону, 1999.-1.0 п.л.

10. Управление качеством дошкольного образования. - Ростов-на-
Дону: РГПУ, 2001.- 14 п.л.

11. Проектирование системы непрерывного дошкольного и
начального образования на интегративной основе. // Детский сад от А до Я.
N6, 2004. - 0.5 п.л.

12. Ценностно-смысловое развитие дошкольников (на материале
истории и культуры Донского края). - Ростов-на-Дону, 2005. в 2-х ч. - 22.7
п.л. (в соавт., личный вклад - 8.0 п.л.).

13. Педагогическая антропология. - Ставрополь, 2005. - 29.0 п.л.
Гл.8 -1.2 п.л.,13- 1.1. п.л.


Учебно-методические ресурсы