Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Петров Виктор Владимирович

+7(863) 218-40-00 доб. 30013; +7(8634) 68-08-90 доб. 30013

+7(863) 437-16-24

Кафедра техносферной безопасности и химии - Профессор

Д 212.208.23 - Член диссертационного совета

г.Таганрог, ул.Чехова, 2. Комн.212

E-mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Персональная страница:
https://sfedu.ru/person/vvpetrov
Персональная страница на английском:
https://sfedu.ru/en/person/vvpetrov

Звание: профессор

Степень: доктор технических наук

Образование и повышение квалификации:

  • высшее образование: Таганрогский радиотехнический институт им. В.Д.Калмыкова (01.09.1981 - 30.06.1986)
    Конструирование и производство радиоаппаратуры (0705)
    инженер-конструктор-технолог радиоаппаратуры
  • послевузовское образование: Таганрогский радиотехнический институт (01.09.1989 - 30.08.1992)
    аспирантура по научной специальности 05.27.01 Твердотельная электроника, микроэлектроника, приборы на квантовых эффектах
    научный сотрудник, кандидат технических наук
  • повышение квалификации: ЮФУ (05.11.2014 - 14.11.2014)
    Пректирование и механизмы реализации основных образовательных программ
    --
  • повышение квалификации: ЮФУ (15.04.2014 - 26.12.2014)
    Управление структурными подразделениями университета
    --
  • послевузовское образование: OOO "Международный центр консалтинга и образования "Велес" (05.02.2018 - 04.06.2018)
    Экология и природопользование
    Специалист в сфере экологической безопасности
  • повышение квалификации: ЮФУ (16.06.2018 - 26.06.2018)
    Информационные технологии в профессиональной деятельности
  • повышение квалификации: ЮФУ (10.11.2016 - 07.04.2017)
    Управление и экономика в высшем образовании
  • повышение квалификации: ЮФУ (18.06.2018 - 30.06.2018)
    Оказание первой доврачебной помощи

Дата начала общего стажа: 01.09.1986

Стаж по специальности (в годах): 32

Преподаваемые дисциплины:

  • Гидрогазодинамика. Теория горения и взрыва
    АННОТАЦИЯ рабочей программы учебной дисциплины Гидрогазодинамика. Теория горения и взрыва Направление подготовки: 20.03.01 Техносферная безопасность 1. Общая трудоемкость 7 ЗЕТ 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы Учебная дисциплина относится к вариативной части ОП по направлению 20.03.01 "Техносферная безопасность" профиль "Защита окружающей среды" 5 семестр (зачет), 6 семестр (экзамен). Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: Математика. Физика. Химия: аналитическая, физическая. Коллоидная химия. Материаловедение. Дисциплина готовит к освоению следующих дисциплин: Безопасность технологических процессов и производств. Надежность технических систем и техногенный риск. 3. Цели освоения дисциплины (модуля): цели освоения модуля "Гидрогазодинамика" формирование четких знаний о методах расчета движения несжимаемой и сжимаемой жидкости в каналах различной формы, о методах гидрогазодинамического эксперимента и приобретение практических навыков использования основных уравнений механики жидкости и газа; цели освоения модуля "Теория горения и взрыва" заключаются в приобретении студентами теоретико-прикладных знаний, формируемых на основе научно и методически подготовленных к восприятию сведений, которые должны обнаруживаться в умениях проводить качественные и количественные оценки показателей горения и взрыва в техносфере, необходимые при решении проблемы безопасности. 4. Дополнительная полезная информация Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОП ВО по данному направлению подготовки (специальности): ПК-17.
  • Методы и приборы контроля качества окружающей среды
    АННОТАЦИЯ рабочей программы учебной дисциплины Методы и приборы контроля качества окружающей среды 1. Общая трудоемкость 6 ЗЕТ 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы Учебная дисциплина "Методы и приборы контроля качества окружающей среды" относится к вариативной части ООП, изучается в 8 семестре. Для изучения данной учебной дисциплины необходимые следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: Основы экологического нормирования Знать: принципы экологического нормирования Уметь: анализировать экологическую обстановку на основе соответствия параметров окружающей среды ПДК, ПДВ и т.д. Экологический мониторинг Знать: уровни государственного экологического мониторинга. Уметь: выстраивать план работы по мониторингу конкретных сред (воздушной, водной, почва). Основы анализа экологического риска Знать: основные принципы и понятия теории экологического риска. Уметь: производить оценку экологического риска. Техника и технология ЗОС Знать: основные методы, используемые в современных приборах экологического мониторинга. Уметь: осуществлять выбор наиболее приемлемых приборов и технологий для осуществления защиты окружающей среды. 3. Цель изучения дисциплины обеспечение возможности использования полученных знаний для решения инженерно-экологических задач, связанных с экологическим контролем окружающей среды, проведением экологических измерений и научных исследований в области экологии и защиты окружающей среды. 4. Содержание дисциплины 1. Предмет и задачи дисциплины 2. Методы контроля качества окружающей среды 3. Система экологического контроля 4. Приборы и метрологического оснащения экологического контроля 5. Дополнительная полезная информация При освоении дисциплины используются различные сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности студентов для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций. Формы контроля: экзамен, коллоквиум, защита лабораторных работ.
  • Комплексные системы безопасности
    АННОТАЦИЯ рабочей программы учебной дисциплины Комплексные системы безопасности 1. Общая трудоемкость 6 ЗЕТ 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы Учебная дисциплина Комплексные системы безопасности относится к вариативной части ООП по направлению 20.03.01 "Техносферная безопасность" по профилю подготовки "Защита окружающей среды" изучается на 4 курсе в 8 семестре. Для изучения данной учебной дисциплины необходимые знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: электротехника, промышленная экология, экологический мониторинг, надежность технических систем и техногенный риск. 3. Цель освоения дисциплины изучение возможности применения знаний об отдельных системах безопасности объектов для решения комплексных инженерно-экологических задач, связанных с экологическим контролем окружающей среды, физическими методами защиты объекта и пожарной безопасности 4. Содержание дисциплины Модуль 1. Принципы и технические средства построения комплексных систем безопасности объектов. Нормативная база для построения комплексных систем безопасности объектов. Принципы построения КСБ. Технические средства физической защиты объекта Модуль 2. Пожарная безопасность объектов. Охранно-пожарные системы. Элементы систем пожарной сигнализации. Автоматизированные систем пожарной сигнализации Модуль 3. Технические средства комплексных систем безопасности Элементы комплексных систем безопасности объектов. Подсистемы мониторинга окружающей среды. Сенсорные системы. Модуль 4. Система мониторинга окружающей среды Системы мониторинга окружающей среды как часть КСБ. Элементы системы мониторинга окружающей среды. Сенсорные системы. 5. Дополнительная полезная информация Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению подготовки: ОК-7 - владение культурой безопасности и рискориентирован-ным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности ОПК-1 - способностью учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области обеспечения техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности; ПК-1 - способностью принимать участие в инженерных разработках среднего уровня сложности в составе коллектива; ПК-5 - способностью ориентироваться в основных методах и системах обеспечения техносферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и окружающей среды от опасностей ПК-6 - способностью принимать участие в установке (монтаже), эксплуатации средств защиты; ПК-18 - способность применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных. 2 Образовательные технологии: кроме традиционных лекционных, практических и лабораторных занятий проводятся лекции-дискуссии и мастер-классы экспертов-специалистов. Формы контроля: защита лабораторных работ, коллоквиум, экзамен
  • Проектирование систем обеспечения техносферной безопасности
    АННОТАЦИЯ рабочей программы учебной дисциплины Проектирование систем обеспечения техносферной безопасности Направление подготовки 20.04.01 ; "Техносферная безопасность" 1. Общая трудоемкость: 5 ЗЕТ 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы: учебная дисциплина "Проектирование систем обеспечения техносферной безопасности" относится к дисциплинам по выбору ОП по направлению 20.04.01 "Техносферная безопасность" по магистерской программе "Системы обеспечения техносферной безопасности". 3. Целями освоения дисциплины "Проектирование систем обеспечения техносферной безопасности" данной дисциплины является научить будущего специалиста грамотно подходить к выбору, проектированию и эксплуатации очистных установок на различных производственных предприятиях, как составной части систем комплексной безопасности. 4. Содержание дисциплины Модуль 1 Проектирование и расчет газоочистных и вентиляционных установок Классификация методов обеспечения экологической безопасности на предприятии. Принципы проектирования оборудования и систем охраны окружающей среды. Материалы для изготовления вентиляционных устройств. Коррозия и старение аппаратов и сооружений. Изнашивание металлов и железобетонных конструкций. Устройство промышленной вентиляции. Основные показатели воздуха в помещении. Назначение, классификация и устройство систем вентиляции в промышленности. Неорганизованный и регулируемый воздухообмен. Назначение и устройство приточной, вытяжной, приточно-вытяжной и приточно-рециркулирующей вентиляции. Общеобменная и местная вентиляция Аэрация. Аспирация. Пневмотранспорт. Оборудование для систем вентиляции воз-духа. Приточные вентиляционные камеры и воздушные завесы. Обзор и критерии выбора методик для расчета воздухообмена на промышленных предприятиях Методология расчета и устройство местных отсосов и аспирация. Расчет и выбор вентиляторов. Классификация реакторов и аппаратов. Основные узлы реакторов и аппаратов. Элементы газоочистных установок. Газоперемещающие устройства, используемые в газоочистке. Пыле- газозаборные устройства. Газоходы и пылеводы. Бункера. Проектирование систем пыле ;газоочистки. Виды и этапы предпроектных работ. Состав и требования к заданию на проектирование. Состав основных исходных данных на проектирование. Создание технологической схемы пыле-газоочистки. Этапы производства работ. Модуль 2 Проектирование и расчет водооочистных установок Классификация аппаратов очистки сточных вод промышленных предприятий. Принципы организации замкнутых и оборотных сетей водоснабжения. Требования к качеству вод для замкнутых и оборотных сетей водоснабжения. Сооружения для механической очистки сточных вод. Типы и конструкции усреднителей. Сооружения для механической очистки сточных вод. Отстойники. Типы и конструкции отстойников. Расчет отстойников. Сооружения для механической очистки сточных вод. Гидроциклоны. Расчет гидроциклонов. Сооружения для биологической очистки сточных вод. Типы и конструкции аппаратов. Принципы расчета Сооружения для физико-химической очистки сточных вод. Сооружения для обработки осадков. Принципы выбора аппаратов и их основные характеристики. Проектирование систем очистки сточных вод. Виды и этапы предпроектных работ. Состав и требования к заданию на проектирование. Состав основных исходных данных на проектирование. Создание технологической схемы очистки сточных вод. Этапы производства работ. Модуль 3. Принципы построения комплексных систем безопасности (КСБ) объектов Комплексные системы безопасности населенных пунктов. Нормативная база для построения комплексных систем безопасности объектов. Принципы построения КСБ. Экологически ориентированный подход при проектировании КСБ Инженерные системы объектов. КСБ инженерных систем. Элементы КСБ ИС. КСБ спецобъектов Модуль 4. Пожарная безопасность объектов. Охранно-пожарные системы. Элементы систем пожарной сигнализации. Автоматизированные систем пожарной сигнализации
  • Основы проектирования приборов контроля окружающей среды
    АННОТАЦИЯ рабочей программы учебной дисциплины ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИБОРОВ КОНТРОЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Направление подготовки 20.04.01 ; "Техносферная безопасность" 1. Общая трудоемкость: 5 ЗЕТ 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы: учебная дисци-плина "Основы проектирования приборов контроля окружающей среды" относится к дисциплинам по выбору ОП по направлению 20.04.01 "Техносферная безопасность" по магистерской программе "Системы обеспечения техносферной безопасности". 3. Целями освоения дисциплины "Основы проектирования приборов контроля окру-жающей среды" - обеспечить специализированную подготовку студентов-экологов по во-просам теории и практики конструирования и проектирования приборов, предназначен-ных для экологического контроля природных объектов и измерения параметров техноло-гических процессов.. 4. Содержание дисциплины Модуль 1. Основные принципы конструирования электрических приборов Тема 1. Требования к конструкции по надежности, технологичности и унификации. Методы и средства конструирования. Поиск конструкторских решений. Тема 2. Конструирование и проектирование печатных плат. Тема 3. Несущие конструкции ЭП. Теплофизическое конструирование приборов. Электрическое соединение составных частей РЭА. Основы надежности приборов Модуль 2. Современные экологические приборы. Тема 4. Экологические приборы, основанные на полупроводниковых датчиках. Тема 5.. Микроэлектронные датчики химического состава газов. Конструкции сен-соров Тема 6. Современные экологические приборы, основанные на датчиках химического состава газов
  • МАТЕРИАЛЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ
    АННОТАЦИЯ рабочей программы учебной дисциплины МАТЕРИАЛЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ Направление подготовки 20.04.01 ; "Техносферная безопасность" 1. Общая трудоемкость: 5 ЗЕТ 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы: учебная дисци-плина "Материалы экологического приборостроения" относится к дисциплинам по выбо-ру ОП по направлению 20.04.01 "Техносферная безопасность" по магистерской про-грамме "Системы обеспечения техносферной безопасности". 3. Целями освоения дисциплины "Материалы экологического приборостроения" яв-ляются: получение общего представления о материалах экологического приборостроения, их свойствах, методах получения и областях применения, а также изучение научных основ создания новых приборов, их элементов и материалов для контроля окружающей среды. 4. Содержание дисциплины Модуль 1. Современные полупроводниковые материалы Тема 1. Современные полупроводниковые материалы для сенсоров контроля пара-метров экологических и технологических сред и процессов. Тема 2. Газочувствительные материалы (ГЧМ). Электрофизические свойства и газочувствительные характеристики пленок, полу-ченных по золь-гель технологии. Тема 3. Методы получения ГЧМ Модуль 2. Электропроводящие полимерные материалы (ЭПМ). Тема 4. Электрофизические свойства и газочувствительные характеристики пленок ЭПМ Тема 5.. Методы получения ЭПМ. Механизмы газочувствительности и электропро-водности ЭПМ Тема 6. Конструкции сенсоров, использующих пленки ГЧМ и ЭПМ. Модуль 3. Сенсоры физических величин Тема 7. Сенсоры физических величин на основе пленок сегнетоэлектрических мате-риалов. Тема 8. Сенсоры на основе технологий микросистемной техники.
  • Сенсоры и мультисенсорные системы
    АННОТАЦИЯ рабочей программы учебной дисциплины Сенсоры и мультисенсорные системы Направление подготовки 20.04.01 ; "Техносферная безопасность" 1. Общая трудоемкость: 5 ЗЕТ 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы: Учебная дисциплина "Сенсоры и мультисенсорные системы" относится к блоку Б1.ДВ2 дисциплин по выбору ОП по направлению 20.04.01 "Техносферная безопасность" по магистерской программе "Комплексные системы безопасности". 3. Цели освоения дисциплины "Сенсоры и мультисенсорные системы"- обеспечить специализированную подготовку магистрантов по вопросам теории и практики конструирования и проектирования приборов, предназначенных для экологического и технологического контроля природных объектов и измерения параметров технологических процессов. 4. Содержание дисциплины Модуль 1. Современные полупроводниковые материалы Современные полупроводниковые материалы для сенсоров контроля параметров экологических и технологических сред и процессов. Газочувствительные материалы (ГЧМ). Методы получения ГЧМ. Электрофизические свойства и газочувствительные характеристики пленок, полученных по золь-гель технологии. Конструкции сенсоров состава технологических сред. Модуль 2. Электропроводящие полимерные материалы (ЭПМ). Электропроводящие полимерных материалов (ЭПМ). Электрофизические свойства и газочувствительные характеристики пленок ЭПМ. Методы получения ЭПМ. Механизмы газочувствительности и электропроводности ЭПМ. Конструкции сенсоров. Модуль 3. Сенсоры физических величин Сенсоры температуры. Сенсоры давления. Сенсоры физических величин на основе пленок сегнетоэлектрических материалов. Cенсоры расхода технологических сред. Сенсоры на основе технологий микросистемной техники. Модуль 4. Мультисенсорные системы Мультисенсорные системы для анализа экологических сред. Мультисенсорные системы для анализа технологических процессов. 5. Дополнительная полезная информация Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОП ВО по данному направлению подготовки: ОК-3 способность к профессиональному росту; ПК-9 способность создавать модели новых систем защиты человека и среды обитания. Формы контроля: опрос и собеседование на практических занятиях, подготовка и защита рефератов, контрольные работы. Промежуточная аттестация ; экзамен в форме пись-менной работы и устного ответа по теории.
  • МОДУЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОЕКТ
    АННОТАЦИЯ рабочей программы учебной дисциплины МОДУЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОЕКТ Направление подготовки 20.04.01 - "Техносферная безопасность" 1. Общая трудоемкость: 3 ЗЕТ 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы: учебная дисциплина "Междисциплинарный проект" относится к дисциплинам вариативной части ОП по направлению 20.04.01 "Техносферная безопасность" по магистерской программе "Комплексные системы безопасности". Междисциплинарный проект проводится в первом и во втором семестрах, объем "Междисциплинарный проект" в зачетных единицах - 3 (108 часов). 3. Целью междисциплинарного проекта является применение полученных знаний и умений при решении конкретных практических задач с использованием проектного метода. Задачи: - научить анализировать проблемную ситуацию, формулировать четкие задачи, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдение практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, обобщать, делать выводы; - способствовать развитию творческих способностей обучающихся; развитию умения анализировать, вычленять существенное, грамотно излагать материал (в том числе в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; способствовать развитию мышления; - развивать у обучающихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; развивать способность к коммуникации. 4. Содержание дисциплины Концепция проекта: 1. Анализ проблемы и потребность в проекте. 2. Определение целей и задач проекта. 3. Сбор исходных данных. 4. Рассмотрение и утверждение концепции. 5. Определение обязанностей участников группы. Разработка проекта: 1. Цели и задачи проекта. 2. Календарный план проекта. 3. Работы, ведущие к получению результатов проекта, составление их конкретного списка. 4. Общий план проекта - объединение итогов всех процессов планирования. Реализация проекта: 1. Сбор и обработка информации. 2. Детальный план проекта. 3. Разработка проекта. 4. Разработка макета. 5. Разрешение спорных вопросов. 6. Составление доклада и презентации. Завершение проекта: - Представление проекта в виде презентации. - Представление макета. 6. Дополнительная полезная информация Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОП ВО по данному направлению подготовки (специальности): ОК-1 - способность организовывать и возглавлять работу небольшого коллектива инженерно-технических работников, работу небольшого научного коллектива, готовность к лидерству; ОК-11 - способность представлять итоги профессиональной деятельности в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с предъявляемыми требованиями ОК-12 владение навыками публичных выступлений, дискуссий, проведения занятий ОПК-2 - способность генерировать новые идеи, их отстаивать и целенаправленно реали-зовывать ПК-8 - способность ориентироваться в полном спектре научных проблем профессиональной области. Формы контроля: опрос и собеседование на практических занятиях, контрольные работы, защита реферата (доклад). Промежуточная аттестация - зачет в форме письменной работы и устного ответа по теории.
  • Производственная практика (научно-исследовательская работа в семестре)
    АННОТАЦИЯ рабочей программы учебной дисциплины Производственная практика (научно-исследовательская работа в семестре) Направление подготовки 20.04.01 ; "Техносферная безопасность" 1. Общая трудоемкость: 27 ЗЕТ 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы: Производственная практика "Научно-исследовательская работа в семестре" входит в Блок 2 ОП "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)" по направлению 20.04.01 "Техносферная безопасность" по магистерской программе "Комплексные системы безопасности" и является одним из видов учебной работы студентов, базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении таких дисциплин, как "Основы проектирования комплексных систем безопасности", "Мониторинг безопасности и управление рисками", "Экономика и менеджмент безопасности", "Информационные технологии и моделирование в сфере безопасности" и "Экспертиза и надзор в сфере безопасности", "Охрана труда и управление. Научно-исследовательская работа проводится в первом, втором, третьем семестрах, объем НИР в зачетных единицах ; 27 (972 часа). Навыки, полученные студентами при прохождении данной практики, позволят закрепить полученные знания, а также собрать материалы для выполнения ВКР по выбранному направлению подготовки. 3. Целью научно-исследовательской работы является формирование у магистрантов навыков применения современных методов исследования и работы с современными аналитическими приборами для обеспечения техносферной безопасности, а также формирование у магистрантов творческого исследовательского мышления, позволяющего успешно решать сложные научно-технические задачи в области систем обеспечения техносферной безопасности, как индивидуально, так и в профессионально объединенной группе. 4. Содержание дисциплины Модуль 1. Выбор направления исследования и формирование темы магистерской диссертации. Рассмотрение возможных направлений проведения исследований. Проведение сбора и изучения научно-технической литературы, нормативно-технической документации, информации об аналогах и других материалов по теме. Модуль 2. Проведение литературного обзора по теме научно-исследовательской работы. Проведение литературного обзора по интересующей теме, включая работу с применением информационных технологий, анализ материала, составления отчета и выводов. Модуль 3. Теоретические исследования. Разработка методов расчета и исследований. Обоснование и выбор оптимальных систем и компоновок. Анализ полученных результатов теоретических исследований и определение возможности использования их для решения практических задач при проведении экспериментов. Подготовка тезисов докладов на конференции. Изучение стандартов оформления документов и публикаций. Модуль 4. Экспериментальные исследования. Разработка экспериментальных образцов, изготовление и отладка макетов, моделей, проведение экспериментальных работ в принятом направлении исследований. Обработка и анализ полученных экспериментальных результатов. Сравнение с литературными данными. Корректировка технологического цикла на основе проведенного анализа. Подготовка черновика статьи в журнал. Модуль 5. Обобщение и оценка результатов исследований. Проведение окончательных экспериментальных исследований по скорректированным технологиям, процессам и т.д. Оценка полноты и качества решения поставленных задач. Обобщение материалов теоретических и экспериментальных исследований. Разработка рекомендаций по использованию результатов работы. Направление статьи в журнал. Модуль 6. Составление и оформление итогового отчета по теме НИР. Отчет магистранта по НИР должен быть оформлен в соответствии с требованиями государственных стандартов: ГОСТ 2.105-95. Общие требования к оформлению текстовых документов; ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления". 5. Дополнительная полезная информация В результате прохождения данной практики у обучающегося формируются следующие компетенции: общекультурные компетенции(ОК): ОК-6 - способностью обобщать практические результаты работы и предлагать новые решения, к резюмированию и аргументированному отстаиванию своих решений; ОК-7 способность и готовность использовать знание методов и теорий экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ; ОК-9 - способностью самостоятельно планировать, проводить, обрабатывать и оценивать эксперимент; профессиональные компетенции (ПК): ПК-3 - способность оптимизировать методы и способы обеспечения безопасности человека от воздействия различных негативных факторов в техносфере; ПК-8 - способностью ориентироваться в полном спектре научных проблем профессиональной области; ПК-11- способность идентифицировать процессы и разрабатывать их рабочие модели, интерпретировать математические модели в нематематическое содержание, определять допущения и границы применимости модели, математически описывать экспериментальные данные и определять их физическую сущность, делать качественные выводы из количественных данных, осуществлять машинное моделирование изучаемых процессов. Формы контроля: опрос и собеседование на практических занятиях, контрольные работы, защита реферата (доклад). Промежуточная аттестация ; зачет в форме собеседования о проделанной работе и защита отчета о НИР.
  • Основы проектирования комплексных систем безопасности
    АННОТАЦИЯ рабочей программы учебной дисциплины Основы проектирования комплексных систем безопасности Направление подготовки 20.04.01 ; "Техносферная безопасность" 1. Общая трудоемкость: 8 ЗЕТ 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы: учебная дисци-плина "Основы проектирования комплексных систем безопасности" относится к вариативной части ОП по направлению 20.04.01 "Техносферная безопасность" по магистерской программе "Комплексные системы безопасности". 3. Целью данной дисциплины является научить будущего специалиста грамотно подходить к выбору, проектированию и эксплуатации комплексных систем безопасности предприятий, организаций, муниципальных образований, и их элементов таких как системы безопасности инженерных сетей, системы пожарной безопасности, производственная безопасность, безопасность в сфере охраны труда, включая разработку сенсоров и датчиков. 4. Содержание дисциплины Модуль 1 Принципы построения комплексных систем безопасности объектов Комплексные системы безопасности населенных пунктов. Нормативная база для построения комплексных систем безопасности населенных пунктов. Принципы построения КСБ. Экологически ориентированный подход при проектировании КСБ. Комплексные системы безопасности промышленных объектов. Нормативная база для построения комплексных систем безопасности промышленных объектов. Принципы построения. 3 КСБ промышленных объектов. Элементы КСБ - инженерно-технические системы безопасности промышленных объектов. КСБ ОПО. Модуль 2. Промышленная и пожарная промышленных объектов и технологических процессов. Пожарная профилактика и ее задачи. Основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности. Причины 6возникновения пожара. Мероприятия по предотвращения пожара. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности промышленных объектов. Огнестойкость зданий и сооружений. Классификация зданий и помещений по категориям взрывоопасности и пожарной опасности. Классификация строительных материалов по группам горючести. Современные методы обеспечения устойчивости конструкций зданий при воздействии пожара. Первичные средства пожаротушения, автоматические установки пожарной сигнализации и пожаротушения. Средства противопожарной защиты и тушения пожаров. Первичные средства тушения пожаров, их использование при возникновении загорания. Охранно-пожарные системы. Элементы систем пожарной сигнализации. Автоматизированные системы и автоматические установки пожарной сигнализации и пожаротушения. Индивидуальные средства защиты людей при пожаре. Модуль 3. Проектирование и расчет газоочистных и вентиляционных установок Классификация методов обеспечения экологической безопасности на предприятии. Принципы проектирования оборудования и систем охраны окружающей среды. Материалы для изготовления вентиляционных устройств. Устройство промышленной вентиляции. Основные показатели воздуха в помещении. Назначение, классификация и устройство систем вентиляции в промышленности. Неорганизованный и регулируемый воздухообмен. Назначение и устройство приточной, вытяжной, приточно-вытяжной и приточно-рециркулирующей вентиляции. Общеобменная и местная вентиляция. Аэрация. Аспирация. Пневмотранспорт. Оборудование для систем вентиляции воздуха. Приточные вентиляционные камеры и воздушные завесы. Классификация реакторов и аппаратов. Основные узлы реакторов и аппаратов. Элементы газоочистных установок. Газоперемещающие устройства, используемые в газоочистке. Проектирование систем пыле ;газоочистки. Виды и этапы предпроектных работ. Состав и требования к заданию на проектирование. Состав основных исходных данных на проектирование. Создание технологической схемы пыле-газоочистки. Этапы производства работ. Модуль 4 Проектирование и расчет водооочистных установок Классификация аппаратов очистки сточных вод промышленных предприятий. Принципы организации замкнутых и оборотных сетей водоснабжения. Требования к качеству вод для замкнутых и оборотных сетей водоснабжения. Сооружения для механической очистки сточных вод. Типы и конструкции усреднителей. Сооружения для биологической очистки сточных вод. Сооружения для физико-химической очистки сточных вод. Сооружения для обработки осадков. Принципы выбора аппаратов и их основные характеристики. Проектирование систем очистки сточных вод. Виды и этапы предпроектных работ. Создание технологической схемы очистки сточных вод. Этапы производства работ. 5. Дополнительная полезная информация Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОП ВО по данному направлению подготовки: ОК-5 - способностью к анализу и синтезу, критическому мышлению, обобщению, приня-тию и аргументированному отстаиванию решений; ОПК-5 (способностью моделировать, упрощать, адекватно представлять, сравнивать, ис-пользовать известные решения в новом приложении, качественно оценивать количественные результаты, их математически формулировать); ПК-1 - способностью выполнять сложные инженерно-технические разработки в области техносферной безопасности; ПК-8 - способность ориентироваться в полном спектре научных проблем профессиональной области. Формы контроля: опрос и собеседование на практических занятиях, подготовка и защита рефератов, контрольные работы. Промежуточная аттестация ; экзамен
  • Современные технологии создания автоматизированных систем техносферной безопасности
    АННОТАЦИЯ рабочей программы учебной дисциплины Современные технологии создания автоматизированных систем техносферной безопасности Направление подготовки 20.06.01 ; "Техносферная безопасность" 1. Общая трудоемкость: 3ЗЕТ 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы: учебная дисци-плина "Современные технологии создания автоматизированных систем техносферной безопасности" относится к базовой части ОП по направлению аспирантуры 20.06.01 "Техносферная безопасность". 3. Целью освоения дисциплины "Современные технологии создания автоматизированных систем техносферной безопасности" является создание определенного фундамента знаний для успешного осуществления профессиональной деятельности по минимизации техногенного воздействия на природную среду и сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования.. 4. Содержание дисциплины Основные направления развития автоматизации производственных процессов. Системы техносферной безопасности населенных пунктов. Принципы построения технических систем обеспечения безопасности населенных пунктов. Системы безопасности промышленных объектов. Нормативная база для построения систем безопасности промышленных объектов. Датчики и сенсоры контроля концентрации загрязняющих веществ в воде. Датчики и сенсоры контроля концентрации загрязняющих веществ в воздухе. Элементы управления техническими системами обеспечения техносферной безопасности 5. Дополнительная полезная информация Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОП ВО по данному направлению подготовки: ОПК-3 - способностью к разработке методов исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской работе в сфере обеспечения безопасности с учетом правил соблюдения авторских прав ПК-3 - Владение технологиями создания и совершенствования локальных, региональных и глобальных систем экологического мониторинга природных и техногенных объектов и мониторинга чрезвычайных ситуаций и средств прогнозирования ПК-5 - владение методами расчета и проектирования элементов, средств, приборов и систем аналитического и неразрушающего контроля природной среды, веществ и материалов, обеспечивающих безопасность в ЧС, экологическую и промышленную безопасность Формы контроля: опрос и собеседование на практических занятиях, подготовка и защита рефератов. Промежуточная аттестация ; экзамен.

Дополнительная информация:

Область научных интересов

Разработка теоретических основ и технологических решений для формирования газочувствительных слоев химических сенсоров; разработка конструкций химических сенсоров газов и датчиков состава водной среды; исследование влияния электростатических и электромагнитных полей на процессы осаждения и роста пленок на поверхности полупроводников и формирование легированных областей в поверхностных слоях полупроводника; разработка и создание высокочувствительных полупроводниковых датчиков физических величин (давление, перемещение, ускорение и т. д.)

Читаемые курсы:

  • Гидрогазодинамика. Теория горения и взрыва (20.03.01)
  • Комплексные системы безопасности (20.03.01)
  • Методы и приборы контроля качества окружающей среды  (20.03.01)
  • Гидрогазодинамика (20.03.01)
  • Основы проектирования приборов контроля окружающей среды (20.04.01)
  • Научно-исследовательская работа (20.04.01)
  • Проектирование систем обеспечения техносферной безопасности (20.04.01)
  • МАТЕРИАЛЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ (20.04.01)
  • Сенсоры и мультисенсорные системы (20.04.01 и другие магистерские программы)
  • Современные технологии создания автоматизированных систем техносферной безопасности (20.06.01)
  • Производственная практика (научно-исследовательская работа в семестре)
  • МОДУЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОЕКТ

Основные публикации

Монографии

1. Петров В.В., Королев А.Н. Наноразмерные оксидные материалы для сенсоров газов/ Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ.-2008.-154с.

2. Петров В.В., Плуготаренко Н.К., Королев А.Н., Назарова Т.Н. Технология формирования нанокомпозитных материалов золь-гель методом. ; Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. ;  156 с.

3. Плуготаренко Н.К., Петров В.В., Милешко Л.П., Гапоненко Н.В. Поверхностные свойства пленок нанокомпозитных материалов. ; Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. ;  100 с. http://elibrary.ru/item.asp?id=20133442.

4. Семенистая Т.В., Петров В.В., Бедная Т.А.. Энергоэффективные сенсоры газов на основе нанокомпозитных органических полупроводников// Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2013 , 135с. http://elibrary.ru/item.asp?id=21907236

5. Мясоедова Т.Н., Плуготаренко Н.К., Петров В.В. Технологические особенности синтеза и свойства медьсодержащих композитных материалов. ; Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. ; 103 с. http://elibrary.ru/item.asp?id=23187944

6. "Общество,  культура,  наука:  проблемы  конвергентного  развития"// Сборник  научных  трудов  профессорско-преподавательского состава,  аспирантов  и  магистрантов  Института  управления  в экономических,  экологических  и  социальных  системах  ЮФУ  Под  ред.  доктора  технических  наук,  профессора  В.В. Петрова  ;Ростов-на-Дону:  Изд-во ЮФУ, 2014. ; 237 с.

7. Семенистая Т.В., Петров В.В. Металлсодержащий полиакрилонитрил: состав, структура, свойства. - Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2015.-169с.

Публикации в журналах из перечня ВАК:

  1. Авилова М.М., Петров В.В. Исследование взаимодействия газов-поллютантов с полиакрилонитрилом методами молекулярного моделирования и квантовохимических расчетов// Химическая физика, 2018, т. 37, N 4, с.69-73. DOI: 10.7868/S0207401X18040088
  2. Авилова М.М., Петров В.В. Исследование газочувствительных свойств пленок полиакрилонитрила, модифицированного соединениями кобальта, методами молекулярного моделирования  и квантовохимических расчетов//Химическая физика, 2017, т. 36, N 7, с. 90;96. http://j.chph.ru/
  3. Корикова Н.О., Гусакова Н.В., Петров В.В. Оценка экологического состояния почвы городских территорий на основании показателей биологической активности (на примере г. Таганрога)// Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион. Естественные науки.-2016.- N4.-с.87-91
  4. Коваленко Д.А., Петров В.В. Исследование электрофизических свойств пленок цирконата-титаната свинца, сформированных на окисленных кремниевых подложках // Современные проблемы науки и образования. ; 2015. ; N 2- 2; URL: www.science-education.ru/129-22498 (дата обращения: 01.11.2015).
  5. Семенистая Т.В., Петров В.В., Коноваленко С.П. Моделирование электрофизических свойств и коэффициента газочувствительности пленок медьсодержащего полиакрилонитрила // Известия вузов. Материалы электронной техники. 2014. N 2. Т. 66. С. 116-121.
  6. Шматко В.А., Яловега Г.Э., Мясоедова Т.Н., Бржезинская М.М., Штехин И.Е., Петров В.В. Влияние морфологии и структуры поверхности на газсорбирующие свойства нанокомпозитных материалов SiO2CuOx : исследования рентгеноспектральными методами// Физика твердого тела, 2015, том 57, вып. 2. С.380-387.
  7. Пивоварцев В.В., Петров В.В., Сивенков А.Б. Влияние содержания лигнина в химическом составе древесины различного срока эксплуатации на значения её низшей теплоты полного сгорания//Технологии техносферной безопасности, 2014 - N2 (54). URL: http://ipb.mos.ru/ttb/2014-2/. Дата обращения 30.06.2014г.
  8. Плуготаренко Н.К., Чижова В.И., Петров В.В., Свирепова М.С. Применение методик оценки риска для анализа качества окружающей среды//Технологии техносферной безопасности, 2014 - N3 (55). URL: http://ipb.mos.ru/ttb/2014-3/. Дата обращения 30.07.2014г.
  9. Каляев И.А., Петров В.В. Инженерное образование в Южном федеральном университете//Высшее образование в России.-2014.-N1-с.63-68.
  10. Бедная Т. А., Коноваленко С. П., Семенистая Т. В., Петров В. В., Королев А. Н. Газочувствительные элементы сенсора диоксида азота и хлора на основе кобальтсодержащего полиакрилонитрила. // Известия высших учебных заведений. Электроника. ; 2012. ; N 4(96). ; С. 66 ; 71.
  11. Кравченко Е.И., Назарова Т.Н., Петров В.В., Сергиенко Д.В. Исследование физико-химических, электрофизических свойств и газочувствительных характеристик нанокомпозитных пленок состава SiO2ZrOx// Нано- и микросистемная техника N2, 2012 с.38-42.

Публикации в журналах, входящих в базу данных SCOPUS:

1. Avilova M.M., Petrov V.V. Molecular Modeling and Quantum Chemical Calculations of Interaction of Gas Pollutants with Polyacrylonitrile// Russian Journal of Physical Chemistry B, 2018, Vol. 12, No. 2, pp. 281;284. DOI:10.1134/S199079311802015X

2. Avilova M.M., Petrov V.V. A Study of Gas-Sensitive Properties of Cobalt-Modified Polyacrylonitrile Films by the Methods of Molecular Modeling and Quantum Chemistry// Russian Journal of Physical Chemistry B, 2017, Vol. 11, No. 4, pp. 618;623. http://link.springer.com/article/10.1134/S1990793117040029  https://doi.org/10.1134/S1990793117040029

3.  Petrov V.V., Kalazhokov Zamir.Kh., Kalazhokov Zaur.Kh.,Nadda  M.Z.,  Kalazhokov  Kh.Kh. Investigation  of  gassensitive  characteristics  of  sensors  based  on  SiO2SnOx;СNT  films// Proceedings  13th international scientific-technical conference on actual problems Of electronic instrument engineering (APEIE).- 2016. In 12 V. V.1. P.4 Novosibirsk: Novosibirsk State Technical University.-P.21-24. 

4. MyasoedovaT.N., Yalovega G.E.,  Shmatko V.A.,  Funik A.O., Petrov V.V. SiO2CuOx films  for  nitrogen  dioxide  detection:  Correlation  between technological  conditions  and  properties// Sensors  and  Actuators  B.- 2016.-  v.230.-p. 167;175. http://dx.doi.org/10.1016/j.snb.2016.02.044

5. Kovalenko, D.A., Petrov, V.V.  Researches of the internal mechanical stresses arising in Si-SiO2-PZT structures//Journal of Nano- and Electronic Physics 2015.-V.7 -N3.

6. Semenistaya T.V., Petrov V.V., Bednaya T.A., Zaruba O.A. Gasoline vapor sensor based on Cr-containing polyacrylonitrile nanocomposite films through artificial neural networks application // Materials Today: Proceedings. 2015. Vol. 2. N. 1. P. 77-84. doi: 10.1016/j.matpr.2015.04.011

7.  Shmatko V.A.,  Yalovega G.E., Myasoedova T.N., Brzhezinskaya M.M.,  Shtekhin I.E., Petrov V.V. Influence of the surface morphology and structure on the gas-sorption properties of SiO2CuO x nanocomposite materials: X-ray spectroscopy investigations//Physics of the Solid State.- 2015., V. 57, Is. 2, pp 399-406. http://link.springer.com/article/10.1134/S1063783415020328

8. Semenistaya T.V., Petrov V.V., Kalazhokov Kh.Kh., Kalazhokov Z.Kh., Karamurzov B.S., Kushkhov Kh.V., Konovalenko S.P.. Study of the properties of nanocomposite cobalt-containing IR-pyrolyzed polyacrylonitrile films // Surface Engineering and Applied Electrochemistry, 2015, Vol. 51, No. 1, pp. 9;17. http://link.springer.com/article/10.3103/S1068375515010147

9. Myasoedova T.N.,  Yalovega G.E., Plugotarenko N.K., Brzhezinskaya M., Petrov V.V., Moiseeva T.A., Shmatko V.A. CuOX  Films for NO2  Detection: Microstructural Characterization// Applied Mechanics and Materials, 2014,V.481, p.133-136    http://www.scientific.net/AMM.481.133

10. Kravchenko E.I., PetrovV.V. Air monitoring by means of electronic nose// Advanced Materials Research, 2013, v. 864-867, p.908-912. http://www.scientific.net/AMR.864-867.908

11. Falchary M.M., Plugotarenko N.K., Petrov V.V. Simulation of formation process of conductive organic polymeric materials for gas sensor systems// Advanced Materials Research, 2013, v. 838-841, p.3273-3276. 10.4028/www.scientific.net/AMR.838-841.3273

12. Myasoedova T.N  Yalovega G.E.,  Petrov V.V., Zabluda O.V., Shmatko V.A.,  Funik A.O. Properties of SiO2CuOx films for nitrogen dioxide detection// Advanced Materials Research, 2013,v. 834-836, p.112-116. 10.4028/www.scientific.net/AMR.834-836.112

13. Semenistaya T., Petrov V, Ping Lu, Nanocomposite of Ag-Polyacrylonitryle  as a Selective Chlorine Sensor. Advanced Materials Research Vol. 804 (2013),  pp 135-140. 10.4028/www.scientific.net/AMR.804.135

14. Vorobiev E., Petrov V., Shishlianikova E. Manufacture and Analysis of gas-Sensitive Elements Based on Polypyrrole and Its Compounds with Nickel ions. Advanced Materials Research Vols. 804 (2013),  pp 67-73. 10.4028/www.scientific.net/AMR.804.67

Учебно-методические ресурсы