Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Непомнящий Анатолий Владимирович

+7(863) 436-16-09

Звание: Профессор

Степень: Доктор педагогических наук

Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности - Профессор

Таганрог, ул. Чехова, 2 офис 435

E-mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Персональная страница:
https://sfedu.ru/person/nepomnyashchiy
Персональная страница на английском:
https://sfedu.ru/en/person/nepomnyashchiy
Сайт:
www.integraledu.ru

Образование и повышение квалификации:

  • высшее образование: Таганрогский радиотехнический институт (01.09.1960 - 30.12.1965)
    Конструирование и производство радиоаппаратуры
    радиоинженер
  • послевузовское образование: Таганрогский радиотехнический институт (20.11.1969 - 20.11.1972)
    аспирантура по радиотехнике
    кандидат технических наук
  • послевузовское образование: Киевский ордена Ленина государственный университет им. Т.Г. Шевченко (01.09.1973 - 30.06.1974)
    Десятимесячные курсы английского языка
    преподавание на английском языке
  • повышение квалификации: Университет педагогического мастерства при Таганрогском радиотехническом институте им. В.Д Калмыкова (01.12.1979 - 05.08.1980)
    Психология и методика использования технических средст обучения в учебном процессе
  • повышение квалификации: Южный федервльный университет (24.11.2009 - 27.11.2009)
    Профессиональная коммуникация в условиях международного научного и образовательного сотрудничества
  • повышение квалификации: Институт психологической интеграции, Норнбергское отделение, Германия (15.05.2009 - 05.06.2009)
    Чтение лекций и проведение консультаций в качестве приглашенного профессора
    визит-профессор
  • повышение квалификации: Институт психологической интеграции, Норнбергское отделение, Германия (14.02.2009 - 28.02.2009)
    Стажировка по теме "Работа с аддиктами"
    Психолог-консультант
  • повышение квалификации: Немецкий институт психологической помощи и поддержки (PBBI) Дюссельдорф, Нюрнберг, Германия (17.05.2008 - 07.06.2008)
    Стажировка по проблеме оказания психологической помощи алкогольно и нарко зависимым
    Психолог-консультант
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (07.04.2015 - 28.05.2015)
    "Иноязычная профессионально-ориентированная коммуникативная компетентность преподавательского корпуса
  • повышение квалификации: Южный федеральный университет (23.03.2016 - 29.04.2016)
    Практический курс английского языка. Подготовка к сдаче экзамена на международный сертификат First Ctrtifikate
  • повышение квалификации: ЮФУ (16.05.2018 - 24.05.2018)
    "Психотехнологии самоэффективности и успешности личности"
    Удостоверение о повышении квалификации 612407480476 от 23.07.2018 42
  • повышение квалификации: ЮФУ (15.05.2018 - 29.05.2018)
    Оказание первой доврачебной помощи
    Удостоверение о повышении квалификации 612407478019 от 14.06.2018
  • повышение квалификации: ЮФУ (11.10.2017 - 22.11.2017)
    Система электронного обучения на базе Moodle
    Удостоверение о повышении квалификации 612405993956 от 27.11.2017
  • повышение квалификации: Исследовательский университет Великобритании ; University of East Anglia (01.11.2021 - 26.05.2022)
    Методология научных исследований
  • повышение квалификации: Национальный исследовательский Томский государственный университет (06.12.2022 - 20.12.2022)
    Цифровые компетенции в работе педагога

Дата начала общего стажа: 30.09.1959

Стаж по специальности (в годах): 56

Преподаваемые дисциплины:

  • Антропология
    Рассматриваются основные вопросы человековедения: что есть человек; происхождение человека; цель существования; место в мире; деятельность человека; управление деятельностью человека; проблема развития человека.
  • Теория и история религий
    Понятийный аппарат религиоведения, методологические основания религиоведения, локальные религии, мировые религии, человек в системе религии и межконфессиональной среде, истоки и происхождение всех религий, религиозное сознание и безопасность его развития.
  • Информационно-психологическая безопасность личности
    Понятийный аппарат курса: безопасность и ее виды; информационно-психологическая безопасность; информационные войны как феномен современной цивилизации; информационное оружие. Стратегии, тактики, принципы, методы и технологии обеспечения информационной безопасности личности в современном мире.
  • Психология здоровья
    Методологические основания психологии здоровья: научная парадигма; основные концепции; принципы и методы обеспечения здорового образа жизни, как гаранта биологического, психологического, духовного и социального здоровья современного человека. Конкретные технологии сохранения здоровья личности в его интегральном видении.
  • Методологические проблемы психологии
    Рассматриваются все существующие методологические проблемы отечественной и зарубежной психологии: психофизическая; психофизиологическая; психогностическая; психокогнитивная; психосоциальная; проблемы номинации и дефиниции и др. На основе методологии постнеклассической науки и интегрального видения даны их решения.
  • Методологические основы психологии
    Основы методологии знания, способы и методы его обретения. Исторические этапы развития психологической науки: классический, неклассический, постнеклассический. Причины возникновения проблемных вопросов в психологии и пути их устранения. Основные научные подходы к решению проблем и задач психологии: интегральный подход; метасистемный подход; естественнонаучный подход; тринитарный подход. Учет мировых универсалий (законов универсума) в решении задач психологии.

Дополнительная информация:

Непомнящий Анатолий Владимирович ; председатель Южного регионального отделения Научного совета при президиуме РАН по методологии искусственного интеллекта и когнитивных исследований, профессор кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности, кандидат технических наук, доктор педагогических наук, доцент по кафедре автоматики и телемеханики, профессор по кафедре инженерной психологии и охраны труда, действительный член ряда отраслевых российских и международных академий наук, с 1993 г. действительный член Нью-Йоркской академии наук и действительный член международного института инженерии в области электричества и электроники (IEEE, США), почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, автор более 230 научных трудов, учебных пособий и монографий.

Окончил Таганрогский государственный радиотехнический институт (ТРТИ) в 1965 г. и был приглашен на работу в качестве ассистента лаборатории электроники кафедры Автоматики и телемеханики (АиТ) ТРТИ, где окончил в 1973 году под руководством Е.И. Куфлевского аспирантуру по специальности "радиотехника", получив степень кандидата технических наук и серебряную медаль ВДНХ, за выполненную научно-техническую разработку специализированного измерительного устройства. С этого момента изменил область научных интересов и занимался исследованиями в области объективизации психических феноменов, продолжая преподавательскую работу на кафедре АиТ. В 1979 году присвоено учёное звание доцента по кафедре автоматики и телемеханики.

В 1985 году разработал программу психологического обеспечения подготовки инженерных кадров, в рамках реализации которой и при его непосредственном организационном участии была впоследствии открыта в 1987 году в ТРТИ кафедра инженерной психологии, где до января 1990 г. работал в качестве заместителя заведующего по учебной работе.

С 1991 года был избран на должность заведующего кафедрой Инженерной психологии и охраны труда. В1991 г. организовал на кафедре ИПиОТ подготовку кадров по новой для ТРТИ специальности "Биотехнические и медицинские аппараты и системы", которая впоследствии была передана на кафедру гидроакустики и ультразвуковой техники в связи с его переходом на должность проректора ТРТУ по учебной работе в 1994 г. 

За время трех лет работы проректором ТРТУ: разработал и организовал внедрение в ТРТУ экономически обоснованную систему последовательной многоуровневой подготовки специалистов от уровня начального высшего образования до магистратуры; разработал совместно с комитетом по академической политике и внедрил в ТРТУ ряд стандартов университета, регламентирующих основные направления учебной деятельности университета; организовал открытие в ТРТУ магистратуры по ряду направлений и провел ее лицензирование; открыл при кафедре ИПиОТ подготовку кадров по специальности "Информационные системы в психологии"; впервые для ТРТУ получил лицензию на открытие аспирантуры по гуманитарной дисциплине ; педагогике.

Вернувшись в 1997 г. на должность заведующего кафедрой психологии и безопасности жизнедеятельности за период с 1997 по 2001 г.: получил лицензии и организовал при кафедре подготовку кадров по двум новым для ТРТУ специальностям ; "Психология" и "Прикладная информатика в гуманитарной области"; восстановил работу аспирантуры кафедры, благодаря чему за три года было подготовлено 12 кандидатов наук; Получил лицензии и открыл на кафедре аспирантуру по специальностям "Инженерная психология" и "Педагогическая психология". На основе использования междисциплинарных знаний разработал авторские рабочие программы и читал студентам лекции по курсам "Антропология", "Инженерная психология", "Методологические основы психологии", "История и теория религий", "Психология информационной безопасности личности".

В научном плане создал в ТРТУ новое направление научных исследований в области интеграции естественнонаучного и гуманитарного знаний в образовательных системах, разработал концептуальные основы создания систем обучения, построенных на основе осознанной активизации субъект-субъектных взаимодействий в образовательной среде и перевода их результатов на уровень формально-логического мышления. Разработал и реализовал систему междисциплинарной подготовки преподавательского состава кафедры, что и послужило основой для открытия подготовки кадров по междисциплинарной специальности "Прикладная информатика в гуманитарной области". В настоящее время область научных интересов связана с проблематикой общей методологии естественных и гуманитарных наук, интегральной антропологии, интегральной психологии, интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний в многоуровневых образовательных системах, информационно-психологической безопасности личности, теории и истории религий. В целом подготовил 30 кандидатов наук и 6 докторов наук в области психологии и педагогики.

   Избранные публикации

  1. Непомнящий А.В. Молодёжная политика: концепция и основные направления реализации. ; Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. ; 128 с. 
  2. Непомнящий А.В. Введение в интегральную антропологию. Ч.1: Методология знания и методологические основания человековедения: ; Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. ; 196 с. 
  3. Непомнящий А.В. Введение в интегральную антропологию. Ч.2. Человек: сущность, цели, формы существования, место в мире. Учебное пособие по курсу "Антропология", ; Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. ; 112 с. 
  4. Непомнящий А.В. Духовно-нравственное воспитание личности: методология, концепция, пути реализации. Монография. ; Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. ; 136 с.
  5. Непомнящий А.В., Алтайский И.П., Кулик А.И., Здоровье и субъектность: интегральный взгляд. Монография / Под ред. А.В. Непомнящего. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. ; 200 с. 
  6. Непомнящий А.В. Методологические проблемы психологии. ; Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2013. ; 168 с. 
  7. Непомнящий А.В., Хайбулина Э.И. О явлении парадигмы в гуманитарных науках // Научно-образовательный и прикладной журнал "Образование. Наука. Инновации: Южное измерение". ; Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2012. ; N 5(25). ; 152 с. ; С. 130-145. 
  8. Непомнящий А.В. Тринитарный подход к постановке задач современного образования. Известия ЮФУ. Технические науки. Тематический выпуск "Интеллектуальные САПР". ; Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. ; N12 (113). ; 248 с. ; С. 211-218 Тираж 500 экз. 
  9. Непомнящий А.В., Крылова И.В. К проблеме социализации личности в информационном обществе. Научно-теоретический журнал "Научные проблемы гуманитарных исследований". Изд-во Института региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе, г. Пятигорск, 2011. ; Выпуск 3. ; 292 с. ; С. 174-181. 
  10. Непомнящий А.В., Крылова И.В. Представления об информации и их роль в процессах социализации личности. Журнал "Известия ЮФУ. Технические науки". Тематический выпуск "Педагогика и психология". ; Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. ; N10 (123). ; 264 с. ; С. 175-183.  
  11. Непомнящий А.В. О методологии духовно-нравственного воспитания личности в образовательных системах. Информатика, вычислительная техника и инженерное образование: электрон. науч. журн. ;2011. ; N5 (7). ; С. 86-108. 
  12. Непомнящий А.В. О происхождении и сущности религий: онтологический аспект в интегральном видении. Научно-образовательный и прикладной журнал "Культура. Наука. Интеграция". ; Ростов-на-Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2012. ; N 2(18). ; 152 с. ; С. 33-41. 
  13. Непомнящий А.В. Парадигмальное соответствие в науке как детерминанта безопасности сложных систем. Журнал "Известия ЮФУ. Технические науки". Тематиче-ский выпуск "Комплексная безопасность сложных систем". ; Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. ; N4 (129). ; 261 с. ; С. 31-39. 
  14. Непомнящий А.В., Жиренко С.И. Обеспечение информационной безопасности личности в образовательных системах. Научно-образовательный и прикладной журнал "Культура. Наука. Интеграция". ; Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2013. ; N 1(21). ; 107 с. ; С. 18-25. 
  15. Непомнящий А.В. Социокультурная компетентность как гарант безопасности межкультурных коммуникаций. Научно-технический и прикладной журнал "Известия ЮФУ. Технические науки". ; Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2013. ; N 10(147). ; 260 с. ; С. 249-255.
  16. Непомнящий А.В. Концептуальное влияние естественнонаучных парадигм на развитие образовательных систем. Журнал "Известия ЮФУ. Педагогические науки".; Ростов-на-Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2013. ; N10. ; 174 с. ; С. 21-31. 
  17. Непомнящий А.В., Чемякина Т.М. Методология  универсальности и ее проекция на задачу подготовки универсального учителя. Научно-образовательный журнал "Образование. Наука. Инновации: Южное измерение". ; Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. ; N 4(36). ; 184 с. ; С. 115-125. 
  18. Непомнящий А.В., Хайбулина Э.И. Религиозные практики в развитии человека. European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. N 7. Том 2. Стр. 13 ; 20.
  19. Непомнящий А.В., Чемякина Т.М. О мировых универсалиях и их постижении в образовательных системах. Научно-образовательный журнал "Образование. Наука. Инновации: Южное измерение". ; Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2015. ; N5(43). ; 296 с. ; С. 29-36.
  20. Непомнящий А.В., Хайбулина Э.И. Плюрализм в культуре, науке, мышлении: онтология и феноменология явления. Научно-образовательный и прикладной журнал "Культура. Наука. Интеграция". ; Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2015. ; N 2(30). ; С. 11-31.
  21. Непомнящий А.В. Образование и суверенность: пути согласования. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. ; Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2018. ; N 6 ; 146 с. ; С. 21;32.
  22. Непомнящий А.В., Домбрин И.М. Определить бытие или уйти в небытие: перспективы технокультуры Научно-практический журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики". ; М.: ООО "Научные технологии" 2018. ; Серия Познание. N10 ; 80 с. ; С. 34 ; 40
  23. Непомнящий А.В. Перспективы образования в свете мировых универсалий. Научно-практический журнал "Современная наука: актуальные проблемы теории и практики". ; М.: ООО "Научные технологии" 2018. ; Серия Гуманитарные науки. N12 ; 198 с. С. 82 ; 91.
  24. Непомнящий А.В. Компьютерные образовательные технологии: ожидания и перспективы. Мир университетской науки: культура, образование ; Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2019. ; N 3 ; 146 с. ; С. 25;30.
  25. Непомнящий А.В. Интегральное образование: методологические основания, концепция, пути реализации, прогнозируемые эффекты. Монография. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2019. ; 200 с.
  26. Непомнящий А.В., Хайбуллина Э.И. Сущность и развитие осознанности: научные и религиозные представления. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. ; 2020. ; N5. ; С. 53-62.
  27. Непомнящий А.В. Нейроэтика: от этимологии и парадигмы к симулякрам и симуляциям. Мир университетской науки: культура, образование ; Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2020. ; N3 ; 73 с. ; С. 57;67.
  28. Непомнящий А.В. Нещадим И.О. Качественное влияние информационных технологий на образование и развитие человека. Мир университетской науки: культура, образование ; Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2020. ; N7 ; 94 с. ; С. 26;34.
  29. Непомнящий А.В. Патриотическое воспитание вчера и сегодня: идеологии, концепции и стратегии. Мир университетской науки: культура, образование ; Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2020. ; N9 ; 254 с. ; С. 74;88
  30. ​​​​​​​Человек и искусственный интеллект: проблемы развития и сосуществования. монография в 2 ч. Часть 1. Человек и искусственный интеллект в интегральном видении. Южный федеральный университет. ; Ростов-на-Дону; Издательство Южного федерального университета, 2020
  31. Непомнящий А.В. Введение в интегральную антропологию. Часть 1: Методология знания и методологические основания человековедения. Учебное пособие. 2-е изд. доп. и перераб. Южный федеральный университет. ; Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета. ; 2021. ; 312 с.
  32. Nepomnyashchiy, A. V. (2021). Integration Of Science And Globalization Processes. In D. K. Bataev, S. A. Gapurov, A. D. Osmaev, V. K. Akaev, L. M. Idigova, M. R. Ovhadov, A. R. Salgiriev, & M. M. Betilmerzaeva (Eds.), Social and Cultural Transformations in The Context of Modern Globalism, vol 117. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (pp. 1152-1159). European Publisher. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.11.153
  33. Nepomnyashchiy, A. V., & Neshchadim, I. O. (2021). Postmodern And Holism In The Philosophy Of Modern Education. In D. K. Bataev, S. A. Gapurov, A. D. Osmaev, V. K. Akaev, L. M. Idigova, M. R. Ovhadov, A. R. Salgiriev, & M. M. Betilmerzaeva (Eds.), Social and Cultural Transformations in The Context of Modern Globalism, vol 117. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (pp. 1144-1151). European Publisher. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.11.152
  34. Nepomnyashchiy, A., Bersova, A. (2022). Information Technologies in Training of the Extreme Profile Athletes. In: Beskopylny, A., Shamtsyan, M. (eds) XIV International Scientific Conference “INTERAGROMASH 2021". Lecture Notes in Networks and Systems, vol 247. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-030-80946-1_44
  35. Лызь Н.А.,  Непомнящий А.В., Родзин С.А. Человек и искусственный интеллект: проблемы развития и сосуществования: монография: в 2 ч. Часть. 2: Развитие человека и искусственного интеллекта в интегральном видении. под ред. А. В. Непомнящего. ; Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета. ; 2022. ; 236 с.
  36. Непомнящий А.В. Философия искусственного интеллекта в свете мировых универсалий. Сборник научных работ ХI Всероссийской научной конференции "Системный синтез и прикладная синергетика". 27 сентября ; 01 октября 2022 г. пос. Нижний Архыз. Издательство ЮФУ, 2022 г. с. 190-196.
  37. Непомнящий А.В. Подготовка инженеров: цели и концепции. Сборнике научных работ ХI Всероссийской научной конференции "Системный синтез и прикладная синергетика". 27 сентября ; 01 октября 2022 г. пос. Нижний Архыз. Издательство ЮФУ, 2022 г. с. 393-401.
  38. Непомнящий А.В., Нещадим И.О. Философия современного образования: от сепаратизма к интеграции". Журнал "The world of academia: culture, education" ("Мир университетской науки: культура, образование), N2 2023 г. с. 17;25.
  39. Непомнящий А.В., Нещадим И.О. Структурное моделирование в решении проблем современного образования в журнале "The world of academia: culture, education" ("Мир университетской науки: культура, образование"), N4 2023 г. с. с.  21;31.