Размер шрифта
Межстрочный интервал
Цвет
Вы студент и еще не зарегистрированы? Регистрация
специализированной магистерской образовательной программы
«Клиническая логопедия»
Направление подготовки: 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование»;
Форма обучения – очная;
Язык, на котором осуществляется обучение – русский. В настоящее время осуществляется работа над переводом дисциплин профессионального цикла на английский язык для реализации ряда модулей на иностранном языке.
Актуальность программы «Клиническая логопедия» обусловлена активным включением в логопедическую практику нейрофизиологических и нейропсихологических методов диагностики и коррекции, а также повышением значимости медико-педагогического подхода к преодолению тяжелых нарушений речи.
Отличительная характеристика программы «Клиническая логопедия»: в ходе обучения студенты углубленно изучают этиопатогенетические особенности различных клинических форм речевой патологии, осваивают методы углубленной и дифференциальной логопедической диагностики с учетом данных медицинского обследования. Важной составляющей программы является овладение способностью разрабатывать индивидуальные медико-педагогических программы речевой терапии различных форм речевой патологии. Студенты осваивают специфику логопедической помощи на разных этапах возрастного развития во взаимодействии со специалистами учреждений образования и здравоохранения.
Практическое обучение будущих магистров организуется в учреждениях образования и здравоохранения с участием специалистов медицинского профиля деятельности.
В процессе обучения используются следующие виды контроля: устный опрос; письменные работы; контроль с помощью технических средств и информационных систем; коллоквиумы; тестовые задания; контрольная работа; зачет; экзамен (по дисциплине, модулю, а также ИГА); отчет (по практикам, научно-исследовательской работе студентов (НИРС); защита магистерской диссертации.
В результате освоения данной программы магистратуры выпускник должен обладать следующими компетенциями:
· способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного совершенствования своей личности;
· готовность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности;
· способность свободно использовать русский и иностранный языки как средства делового общения;
· способность использовать на практике навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности;
· способность оказывать личным примером позитивное воздействие на окружающих с точки зрения соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни;
· способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение;
· способность и готовность применять знания о современных методах исследования, проводить научные эксперименты, оценивать результаты исследований; способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию;
общепрофессиональными:
· способность ориентироваться в постановке научных или практических задач и определять, каким образом следует искать средства их решения;
· готовность к использованию различных форм презентации результатов научной деятельности;
· способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями магистерской программы).
в области коррекционно-педагогической деятельности:
· способность исследовать, проектировать, реализовывать процессы образования, абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции лиц с ОВЗ с использованием инновационных технологий;
· готовность к осуществлению координации деятельности работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты, организации взаимодействия с родителями, социальными партнерами (в том числе с иностранными) при решении актуальных коррекционно-педагогических задач;
· способность проектировать коррекционно-образовательное пространство, в том числе в инклюзивных формах;
· способность создавать инновационные, в том числе информационные, технологии с целью оптимизации коррекционно-образовательного процесса;
· способность моделировать и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья, подготавливать их к сознательному выбору профессии;
· способность осуществлять взаимодействие с работниками органов управления образованием, здравоохранением и социальной защиты населения и представителями общественных организаций по проблемам образования лиц с ОВЗ;
в области диагностико-консультативной и профилактической деятельности:
· готовность к осуществлению комплексного психолого-педагогического изучения с целью выявления особенностей психофизического развития людей, прогнозирования хода дальнейшего развития лиц с ОВЗ и организации медико-психолого-педагогического сопровождения;
· способность проектирования, апробации и внедрения психолого-педагогических технологий выявления отклонений в развитии;
· способность осуществлять консультирование лиц с проблемами в развитии, членов их семей, родственников и заинтересованных взрослых, педагогов, в том числе образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное обучение, по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных программ;
в области научно-исследовательской деятельности:
· способность изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний;
· способность разрабатывать стратегию, структуру и процедуру осуществления экспериментальной работы;
· готовность к анализу и систематизации результатов исследований, подготовке научных отчетов, публикаций, презентаций, использованию их в профессиональной деятельности;
· готовность к мониторингу эффективности коррекционно-педагогического, абилитационного и реабилитационного процесса в отношении лиц с ОВЗ в учреждениях общего и профессионального образования (ПК-14);
· готовность к осуществлению профессионального и личностного самообразования, проектированию дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участию в экспериментальной работе;
в области преподавательской деятельности:
· способность преподавать в образовательных организациях среднего и высшего профессионального образования;
· готовность к использованию актуальных научно обоснованных педагогических технологий;
· готовность к мониторингу и прогнозированию учебных достижений с использованием современных средств оценивания результатов обучения;
· способность руководить научно-исследовательской работой студентов;
в области организационно-управленческой деятельности:
· способность организовывать педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях, а также в учреждениях здравоохранения и социальной защиты, осуществлять его мониторинг и оценивать результативность;
· готовность к использованию различных способов и средств оценки качества образования, готовность к комплексному моделированию разнообразных форм промежуточного и итогового контроля;
· способность руководить педагогическим коллективом в целях определения и реализации стратегии коррекционно-развивающего воздействия;
· способность к проектированию нормативно-правового поля специального образования;
Специальные компетенции (СК):
· готовность к разработке и реализации индивидуальных медико-педагогических программ речевой терапии на разных этапах возрастного развития во взаимодействии с работниками здравоохранения и образования;
· способность осуществлять углублённую и дифференциальную диагностику речевых нарушений во взаимодействии с работниками здравоохранения;
Перечень дисциплин в составе программы:
· История и философия специальной педагогики и психологии,
· Современные проблемы науки и специального дефектологического образования,
· Иностранный язык,
· Основы организации научно-исслдеовательской работы,
· Методология психолого-педагогического исследования,
· Проектирование индивидуальных программ речевой терапии,
· Методика преподавания специальных дисциплин в вузе,
· Медико-биологические проблемы дефектологии,
· Лингвистические проблемы специальной педагогики,
· Развитие специального образования в России и за рубежом,
· Сравнительная специальная педагогика,
· Логотерапия дизартрии и ринолалии,
· Логотерапия системных нарушений речи,
· Логотерапиязаикания и нарушения голоса,
· Методический семинар 1: Современные проблемы функциональной диагностики и коррекции в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья;
· Методический семинар 2: Коррекционная работа в интерактивной развивающей среде;
· Методы нейрореабилитации в логопедии;
· Правовые и экономические основы специального и инклюзивного образования;
· Логотерапия в раннем возрасте,
· Логотерапевтическая помощь лицам с комплексным нарушениями развития;
· Клинико-логопедическая диагностика и консультирование лиц с речевыми патологиями;
· Коррекционно-логопедическое сопровождение детей с речевыми нарушениями в условиях инклюзивного процесса;
· Клиническая генетика;
· Психогенетика;
· Психобиология развития сенсорных и речевых систем;
· Психопатология.
В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» практика является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры «Клиническая логопедия».
По данному направлению подготовки предполагается следующие виды практики: научно-исследовательская, педагогическая. Они представляют собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики проводятся в образовательных структурах, структурах здравоохранения и социальной защиты, а также на кафедрах и в лабораториях Университета, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Научно-исследовательская практика проходит в 3 семестре в течение 14 недель на базе научных лабораторий НОЦ «Диагностика. Развитие. Коррекция» с использованием диагностического и реабилитационного оборудования, включая оборудование на основе биологической обратной связи. Содержание научно-исследовательской практики предполагает овладение методами и средствами сбора, обработки и интерпретации полученных экспериментальных данных, разработки и проведения научных исследований в области специального образования в процессе работы над магистерской диссертацией.
Педагогическая практика проходит во 2 семестре в течение 6 недель на базе общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования. Содержание педагогической практики предполагает подготовку магистра к практической педагогической деятельности в области профессионального образования, а также в области обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Преподавательский состав образовательной программы обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью.
№ | Ф.И.О. преподавателя | Учёная степень |
1. | Скуратовская М.Л. | д.п.н. |
2. | Менджерицкий А.М. | д.п.н. |
3. | Сорочинская Е.Н. | д.п.н. |
4. | Платохина Н.А. | д.п.н. |
5. | Володина И.С. | к.псх.н. |
6. | Светицкая Л.П. | к.мед.н. |
7. | Муратова М.А. | к.биол.н. |
8. | Абашина Н.Н. | к.п.н. |
9 | Артамонова С.В. | к.п.н. |
10. | Керимова К.В. | к.п.н. |
11. | Рыжова О.С. | к.п.н. |
12. | Колодяжная Т.П. | к.п.н. |
13. | Гусева Т.К. | к.п.н. |
14. | Бочарова Е.В. | к.с.н. |
Преподаватели кафедры коррекционной педагогики ежегодно проходят стажировки и повышение квалификации по программам, соответствующим профилю деятельности. «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ранним детским аутизмом» 2013 г.; «Логопедический массаж в коррекции нарушений звуковой стороны речи», 2013 г.; Международный образовательный форум «Международный диалог: инклюзия через всю жизнь», 2013 г.; Участие в курсах повышения квалификации на предприятии-изготовителе ООО НКПФ «Медиком-МТД» по эксплуатации и обслуживанию программно-аппаратных комплексов на основе БОС 2010-2013 гг., «Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного и младшего школьного возраста» 2013 г., «Educational Balance Process», 2013 г; «RESET 1» и «RESET 2» 2013 г.; «Psicoenergetica integrative 1–EIcambio» 2013 г., «TOUCH FOR HEALTH 1» 2013 г., «Ведение в основную ступень (А1) по программам Кататимно-имагинативная психотерапия», 2013 г. и др.
ЮФУ располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных магистерской программой:
- специализированные лекционные аудитории,
- учебные аудитории, оборудованные мультимедийными демонстрационными комплексами;
- компьютерный класс с возможностью выхода в глобальные поисковые системы;
- специально оборудованные лаборатории в соответствии с профилем.
Профессиональные компетенции выпускников формируются с использованием имеющегося специального оборудования научных лабораторий организованного на базе Научно-образовательного центра «Диагностика. Развитие. Коррекция»:
1. Диагностические и реабилитационные аппаратно-программные комплексы на основе биологической обратной связи:
- Комплекс реабилитационный психофизиологический для объективного психологического анализа и тестирования;
- Комплекс реабилитационный психофизиологический для тренинга с БОС;
- Электроэнцефалограф-анализатор для функциональной диагностики и биоуправления с БОС в комплекте с программой анализа сердечного ритма, совокупным анализом сигналов, объективным психологическим тестированием и анализом, акустическим сенсорным креслом, электростимулятором и исследованиями вызванных потенциалов (ВП) на видеостимуляцию;
- Портативный телеметрический электроэнцефалограф-регистратор с видеомониторингом;
- Стабилоанализатор компьютерный с биологической обратной связью;
- Устройство психофизиологического тестирования автономный пульт (набор тестов «максимальный») в комплекте с рабочим местом инструктора;
- Прибор для регистрации газоразрядного свечения объектов "ГРВ- камера".
2. Полифункциональное оборудование «Тёмной сенсорной комнаты» (светооптические приборы, оборудование для аромотерапии, музыкотерапии, оборудование для развития сенсорно-перцептивных функций, релаксации);
3. Полифункциональное оборудование «Комнаты сенсомоторного развития» (мягкие модули для сенсомоторного развития, сенсорные набивные мячи, игровой модуль «Азбука дорожного движения»)
4. Оборудование для проведения ранней диагностики и коррекции детей в возрасте от 0 до 3-х лет.
5. Диагностические и коррекционно-развивающие компьютерные программы (логопедическая программа «Игры для тигры», диагностические программы «Готовность к школьному обучению», «Цветовой тест Люшера», программы психологической диагностики с компьютерной обработкой результатов и др.)
Компетентностная модель магистра, обучающегося по программе «Клиническая логопедия», дает возможность стать высококвалифицированным специалистом, обладающим набором ключевых компетенций, позволяющим:
1. знать методы получения современного научного знания в области обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, и в частности с нарушением речевого развития, клинические и этиопатогенетические особенности различных нозологических форм речевой патологии, организационные и правовые основы медико-педагогической помощи лицам с тяжёлыми нарушениями речи, современные проблемные в области науки и образования, педагогики и психологии профильной и высшей школы, актуальные проблемы детства, методологию современной общей и специальной педагогики, международные системы оценки качества образования;
2. владеть методами комплексной диагностики и реабилитации лиц с тяжёлыми нарушениями речи; методами консультативной помощи педагогам, родителям и детям с речевой патологией; технологией разработки индивидуальных программ медико-психолого-педагогического сопровождения лиц с тяжёлыми нарушениями речи; навыками работы в междисциплинарной команде специалистов по реализации комплексных программ сопровождения; навыками самостоятельной научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующими широкого образования в области общей и специальной педагогики;
3. уметь формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования; обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся данных; представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей; разрабатывать и реализовывать индивидуальные медико-педагогические программы речевой терапии на разных этапах возрастного развития во взаимодействии с работниками здравоохранения и образования; осуществлять углублённую и дифференциальную диагностику речевых нарушений во взаимодействии с работниками здравоохранения; осуществлять проектирование индивидуальных образовательных маршрутов учащихся с ограниченными возможностями здоровья; осуществлять психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в ходе интегрированного обучения; использовать современные диагностические, коррекционно-развивающие технологии, технологии дифференцированного обучения; использовать новые информационные и коммуникационные технологии, в том числе технологии, основанные на биологической обратной связи; разрабатывать образовательные инновации, проекты, критерии оценки их эффективности.
Магистр в соответствии с уровнем своей квалификации подготовлен для работы в образовательных организациях различного типа по следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательской; организационно-воспитательной; преподавательской; коррекционно-развивающей; консультативно-диагностической; проектировочной; социально-педагогической; культурно-просветительской.
Выпускники программы могут работать в учреждениях образования, здравоохранения, среднего специального и высшего образования.