Размер шрифта
Межстрочный интервал
Цвет
Вы студент и еще не зарегистрированы? Регистрация
образовательной программы подготовки бакалавров
по направлению
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
1. Программа реализуется в Институте филологии, журналистики и межкультурной коммуникации.
2. Форма обучения: очная.
3. Нормативный срок освоения программы: 5 лет.
4. Обучение осуществляется на русском языке и иностранном языке (английском).
5. Описание образовательной программы:
· образовательная программа направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов, владеющих знаниями в области русского языка, литературы и иностранного языка. В качестве иностранного языка абитуриенты выбирают английский язык (продолжающие группы);
· отличительной особенностью программы является то, что она объединяет два лингвистических профиля: профиль «Русский язык» и профиль «Иностранный язык», что позволяет выпускникам расширить свои возможности при формировании дальнейшей образовательной траектории и выборе места работы;
· обучение по данной программе осуществляется на основе кредитно-модульной системы: каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую Университетом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности, а также для продолжения образования в магистратуре. В процессе обучения используются различные образовательные технологии: 1) технология модульного и блочно-модульного обучения, дистанционное обучение, компетентностно-ориентированное обучение, он-лайн обучение, 2) информационные технологии и средства (мультимедийное обучение, презентации, электронные УМР), 3) сетевые компьютерные технологии (Интернет, локальная сеть, Цифровой Кампус, e-learning), 4) информационные системы (электронная библиотека, электронные базы учебно-методических ресурсов), 5) инновационные методы контроля (компьютерное тестирование).
6. В состав образовательной программы входят такие дисциплины, как «Современный русский язык», дисциплины исторического цикла, «Практика устной и письменной речи (англ. яз.)», «Практическая грамматика (англ. яз.)», «Теоретическая грамматика (англ. яз.)», «Практическая фонетика (англ. яз.)», Теоретическая фонетика (англ. яз.)», «Страноведение», «Русская литература» и «Зарубежная литература», «Педагогика», «Психология», «Методика преподавания русского языка», «Методика преподавания литературы», «Методика преподавания русского языка как иностранного» и многие другие.
В ходе изучения современного русского языка студенты знакомятся с фонетической, лексической, морфологической, словообразовательной и синтаксической системами языка, с его диалектными и функциональными разновидностями; учатся анализировать единицы языка и текста, производить филологический и лингвистический анализ текста. Студенты изучают также древние языки и те исторические изменения, которые имели место на протяжении всего периода развития русского языка.
На занятиях по литературе студенты углубляют свои познания в области теории литературы, литературоведения, расширяют знания об устном народном творчестве, о классиках русской и зарубежной литературы, знакомятся с новыми авторами и их произведениями.
Дисциплины по английскому языку направлены на освоение правил произношения и грамматики английского языка, сведений по теории языка, студенты учатся интерпретировать тексты, составлять диалогические и монологические высказывания, выполнять переводы текстов и др.
Одной из важнейших проблем учебных дисциплин «Психология» и «Педагогика» является выработка у обучаемых способности осуществлять научный подход к определению содержания, а также наиболее целесообразных приемов, форм, методов, средств и целостных психолого-педагогических технологий. Значительное место в учебном курсе занимают вопросы современной психолого-педагогической теории применительно к решению конкретных задач обучения и воспитания.
Дисциплины «Методика преподавания русского языка», «Методика преподавания литературы» и «Методика преподавания иностранного языка» способствуют выработке навыков разработки уроков русского языка, литературы и иностранного языка, построения образовательных программ, созданию атмосферы взаимопонимания, формированию нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, подготовки его к творческому поиску, к самостоятельности суждений.
В основную образовательную программу входят также такие дисциплины, как «История», «Философия», «Экономика образования», «Педагогическая риторика», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Возрастная анатомия, физиология, гигиена», курсы по выбору студентов.
8. Основными видами практик студентов в рамках обучения по программе являются: диалектологическая практика, учебная практика по иностранному языку, педагогическая практика по русскому языку и литературе, педагогическая практика по иностранному языку, педагогическая практика по русскому языку как иностранному.
Диалектологическая практика является продолжением учебного процесса и позволяет накопить ценные сведения о донских говорах, ответить на вопросы этнодиалектного членения территории Ростовской области, уточнить взаимоотношения русских говоров с другими языками, в частности с украинским. Диалектологическая практика одновременно подготавливает студентов к работе учителя русского языка в условиях диалектного окружения. Учебная диалектологическая практика проходит на базе кафедры русского языка и теории языка и Шолоховского центра института филологии, журналистики и межкультуной коммуникации. Во время практики студенты знакомятся с работой по анализу словарей и художественных текстов донских писателей и поэтов, посещают музеи станиц Старочеркасской и Раздорской, где собирают диалектологический материал, делают его анализ. Продолжительность практики – 2 недели.
Учебная практика по иностранному языку проводится в средних образовательных школах г. Ростова-на-Дону, а также в коммерческих образовательных учебных заведениях, предоставляющих услуги по обучению иностранным языкам. Такое разнообразие форм учебных заведений позволяет студентам ознакомиться со спецификой профессиональной деятельности в различных типах учебных заведений. Учебная практика предполагает составление учебно-методического обеспечения учебного процесса: подбор и тиражирование текстов для дополнительного чтения; составление лексико-грамматических упражнений к урокам учебника для обеспечения индивидуального подхода к продвинутым и отстающим ученикам; разработку тестов для промежуточного контроля изучаемого лексического и грамматического материала; разработку и тиражирование учебно-методического обеспечения для проведения внеклассной работы по дисциплине «Иностранный язык». Продолжительность учебной практики – 2 недели.
Педагогическая практика по русскому языку и литературе является органической частью учебно-воспитательного процесса и направлена на получение студентами первого опыта профессиональной деятельности. Педагогическая практика представляет собой кульминационный момент в обучении студентов. Она проводится в школах, лицеях, гимназиях г. Ростова-на-Дону после того, как студенты овладеют основными разделами курса методики преподавания русского языка и литературы, прослушают курс лекций и выполнят задания семинарских занятий. Программа составлена в соответствии с концепцией непрерывной педагогической практики. Во время практики студенты знакомятся с работой преподавателей школ и гимназий, посещают занятия по русскому языку и литературе, делают их системный анализ, помогают преподавателям в организации и проведении внеклассных мероприятий, самостоятельно проводят занятия по русскому языку и литературе. Продолжительность практики – 6 недель.
Педагогическая практика по иностранному языку способствует развитию педантропологической, лингвистической и методической компетенций студента, приобретению практических навыков и компетенций учителя иностранного языка. Проводится в школах, гимназиях и лицеях с лингвистическим уклоном. Студенты посещают уроки ведущих учителей школ, анализируют различные дидактические, психологические, методические ситуации и проблемы, разрабатывают уроки и сами проводят их. Студенты также проводят внеклассные мероприятия. Продолжительность практики – 6 недель.
Педагогическая практика по русскому языку как иностранному призвана на высоком профессиональном уровне подготовить учителей, способных обучать русскому языку учащихся-иностранцев, а также граждан, для которых русский язык является неродным. Практика проходит в Ростовском-на-Дону государственном медицинском университете, на подготовительном факультете для иностранных граждан. Практика готовит студентов к освоению разных методов обучения, принципов коммуникативности в преподавании неродного языка, обеспечивающих нерусским учащимся успешное владение русским языком как иностранным, способствует приобретению навыков проведения уроков и педагогического общения на русском языке с нерусским составом учащихся. В ходе практики студенты знакомятся с современным состоянием учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях, с передовым опытом преподавания русского языка как иностранного. Продолжительность практики – 6 недель.
9. Образовательный процесс осуществляется квалифицированным научно-педагогическим составом, обеспечивающим подготовку бакалавров в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Из числа специалистов, участвующих в реализации образовательной программы, процент преподавателей с ученой степенью и ученым званием составляет 85%. Все преподаватели имеют достаточный научно-педагогический стаж (в т.ч. по преподаваемой дисциплине). Докторов наук – 11 человек и кандидатов наук – 27 человек.
В Институте филологии, журналистики и межкультурной коммуникации сформировались признанные лингвистические школы Почетных профессоров ЮФУ В.П. Малащенко и Г.Ф. Гавриловой, которыми в совокупности подготовлено более 80 кандидатов наук, 10 докторов филологических наук.
На протяжении последнего десятилетия формируются научные лингвистические школы под руководством профессоров В.Ю Меликяна, Т.В. Милевской, И.А. Кудряшова. Литературоведческие исследования осуществляются под руководством профессоров Г.С. Семеновой, А.А. Сивогривовой, А.В. Кузнецовой, Н.В. Логуновой.
10. Студенты обеспечены учебно-методическими комплексами по всем дисциплинам, которые размещены на сайтах Цифрового кампуса ЮФУ (http://www.incampus.ru), Административного портала ЮФУ (http://dbs.sfedu.ru/) и Электронного обучения в (http://e-learning.pi.sfedu.ru/).
Каждый студент имеет доступ к электронно-библиотечной системе (www.library.sfedu.ru), содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам. При этом обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе для 100 процентов обучающихся в соответствии с графиком работы компьютерных лабораторий.
Электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет (в аудиториях развернута сеть Wi-Fi).
В Институте имеется библиотека, совокупный книжный фонд которой составляет около 120 тысяч единиц хранения. В него входит основной учебный фонд, фонды дополнительной и научной литературы. Регулярно происходит пополнение новыми изданиями, которые поступают из книготорговых фирм и издательств. Созданы также электронные каталоги книг, журнальных статей, авторефератов и диссертаций, автоматизированы библиотечные процессы.
Для эффективного проведения учебного процесса используется различное мультимедийное оборудование: спутниковое телевидение, лингафонный мультимедийный кабинет, кабинет синхронного перевода, современные компьютерные классы, интерактивные доски.
11. Освоение курса образовательной программы предполагает овладение следующими компетенциями:
· выпускник осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности и способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
· способен к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка; способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций;
· владеет приемами анализа текстов различных видов и жанров, способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;
· владеет навыками восприятия, понимания, а также многоаспектного анализа устной и письменной речи на изучаемом иностранном языке;
· способен использовать языковые средства для достижения коммуникативных целей в конкретной ситуации общения на изучаемом иностранном языке;
· умеет выстраивать стратегию устного и письменного общения на изучаемом иностранном языке в соответствии с социокультурными особенностями изучаемого языка.
·
12. Выпускники, успешно освоившие программу, работают в образовательных организациях различных типов: в школах, гимназиях, лицеях учителями русского языка, литературы и иностранного языка, в университетах, на подготовительных отделениях для иностранных граждан, а также в редакциях журналов и газет, на телевидении, радио, в библиотеках, переводчиками в различных государственных организациях и коммерческих структурах и т.д.