Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

В ЮФУ прошла лекция "Человек как феномен биосферы"

07.11.2017

В рамках Недели академической мобильности в Высшей школе бизнеса Южного федерального университета состоялась лекция "Человек как феномен биосферы", которую провёл профессор РАЕ, доцент ВШБ ЮФУ Михаил Гречко.

Выбор темы Михаилом Гречко стал не случайным. Совсем недавно Нобелевским комитетом были оглашены результаты исследования, согласно которым премию в области экономики получил Ричард Тайлер. Событие стало эпохальным, ведь этот учёный обращал внимание на факторы, влияющие на поведение человека, он развенчал миф о рациональном выборе индивида.

Михаил Гречко подчеркнул, что экономисты знакомы с теорией потребительского выбора самого рационального варианта. Ричард Тайлер делает прорыв, доказывая, что это совсем не так. Человеческий выбор является иррациональным или же ограничено рациональным.

Ричард известен миру двумя своими концепциями: теория рациональных расчетов и концепция подсказок. Последняя из них показывает, что человека подталкивают к выбору определенного продукта. Инструментами маркетинга, мерчандайзинга продавцы добиваются покупки  конкретной вещи в запланированные сроки. Существует масса управляемых факторов, которые детерминируют принятие решения потребителя в силу того или иного направления.

Из этого стоит сделать вывод, что 90 % из 100% покупок сделаны человеком не по собственному желанию, а под влиянием подсказок. Экономические агенты влияют на потребительское решение. В этом и состоит концепция подсказок.

Затем Михаил Гречко вынес на обсуждение несколько вопросов. Первый из них, которому и была посвящена лекция, был связан с природой происхождения человека. Кто мы? Это очень серьезный вопрос, ведь, не зная ответа на него, очень сложно оценивать систему принятия  решений. Михаил Гречко представил аудитории две информационные справки. Первая состояла в том, что, по данным компании Apple, пользователи iPhone в среднем 80 раз в день входят в систему. Пользователи смартфонов тратят от двух до четырех часов в среднем на операции с устройствами.

Случайно ли это? Скорее нет. Сотрудники IT-компаний признаются в том, что их цель состоит в разработке такого контента, который мог бы ещё на более долгое время вовлекать пользователей в работу со смартфоном.  Из приведённых данных можно сделать вывод о том, что человек меняется, его природа становится иной, коммуникативная составляющая выходит на совершенно новый уровень.

Человек – это совокупность биологического и социального. И на сегодняшний день нет точных данных о пропорциях этих составляющих. Отсюда и возникает вторая информационная справка. На уровне принятия решения о приобретении чего-либо мужчины и женщины сильно различаются. Это обусловлено тем, что для мужчин расходы – это стресс. Для женщин покупка представляет собой удовольствие. Отсюда можно сделать вывод о том, что мужчины и женщины разные не только на биологическом, но и на духовном и социальном уровнях.

Исходя из всего вышеперечисленного, следует сказать, что целью всех поведенческих наук является изучение человека, его природы, его поведения. Ведь нельзя познать Вселенную, когда ты не познал самого себя.

В качестве постулата для анализа  Михаил Гречко выделил научные  теории происхождения человека. Рассмотрение началось с религиозной концепции. Это самая древняя теория, которая «попыталась» объяснить происхождение человека. Основные ее аспекты заложены в священных писаниях. Например, в Христианстве – это Библия, в Исламе – это Коран, и так далее. Именно в этих трудах указано как произошёл человек, его назначение и многое другое.

В религиозной концепции есть два направления: теологическое и креационистское. Первое допускает эволюционное развитие человека, второе категорически отрицает. Отсюда возникает множество вопросов. Парадоксом современности также является то, что наука находит все больше подтверждений божественной  концепции происхождения человека. Удивительно, но наука и религия сегодня развиваются параллельно.

В подтверждение божественной концепции происхождения человека Михаил Гречко выдвинул несколько аргументов, один из которых состоит в знании людей с разных точек мира о том, что есть Бог.

Следующая теория для рассмотрения – уфологическая. Она представляет идею о том, что жизнь на Земле зародилась из космоса. Существуют возможные доказательства того, что мы не одни во Вселенной, это, например, наскальные рисунки.  Но, как и другие, данная теория достаточно противоречива.

Завершающей теорией стала эволюционная. По учению Чарльза Дарвина, человек произошёл от гоминид. Точнее эволюционировал. Согласно этой теории было несколько видов людей. На сегодняшний момент остался лишь один – Homo sapiens. Здесь снова возникают противоречия. Как же так получилось, что остался один вид? Возможно, это последствие межвидовой борьбы, или же это произошло посредством смешения родов?

 На эти и другие вопросы до сих пор не найдены ответы. Возможно, в скором времени станет известно больше фактов о природе человека, больше подтверждений той или иной теории происхождения людей. Но сейчас точно ясно одно, на принятие решения потребителя влияет множество управляемых факторов, что доказывает поведенческая экономика. Как  развитие технологий и науки повлияет на социальную и биологическую составляющие человека станет известно уже в ближайшее время.

Текст: Дарья Фоменко

Фото: Анна Горбунова