Исследователи ЮФУ изучают селекционные признаки сельскохозяйственных растений

23.05.16

Профессор Академии биологии и биотехнологий им. Д.И. Ивановского ЮФУ доктор биологических наук Александр Усатов занимается исследованием ДНК-маркеров селекционно ценных признаков сельскохозяйственных растений.

В ходе работы происходит целенаправленное объединение маркерных аллелей в потомстве путем гибридизации отобранных родительских форм, и исследование выражения новых ассоциаций аллелей у гибридов на молекулярно-генетическом и морфофизиологическом уровнях.

Данное исследование является чрезвычайно актуальным не только с фундаментальной, но и прикладной компоненты, так как интенсификация сельхозпроизводства в современных условиях требует быстрого и эффективного получения гибридов и сортов с высокими продуктивными и технологическими качествами, реализующими свой потенциал в конкретных агроэкологических условиях. В связи с чем, особое значение в селекции сельскохозяйственных культур приобретают новые технологий, которые позволяют многократно сократить время селекционного процесса и повысить уровень надежности оценки селекционного материала. К таким подходам относится технология молекулярно-генетического маркирования.

В результате работы получен набор информативных ДНК-маркеров устойчивости риса к пирикуляриозу, засолению и водному затоплению, а так же устойчивости подсолнечника к ложной мучнистой росе ЛМР, ржавчине и заразихе. Использование разработанных ДНК маркерных панелей позволило сократить селекционные схемы и получить образцы риса, несущие локусы устойчивости к пирикуляриозу,  хлоридному засолению и водному затоплению в гомозиготном состоянии, а также гибриды подсолнечника, с генами устойчивости к ЛМР, ржавчине и заразихе. Эти образцы были охарактеризованы по комплексу селекционно ценных признаков, как в лабораторных, так и полевых условиях, в агроклиматических зонах Ростовской области. Апробация разработанных ДНК-маркеров, на линейном материале, сортах и гибридах риса и подсолнечника из коллекций ВНИИ зерновых культур им. И.Г. Калиненко и Донской опытной станции им. Л.А. Жданова ВНИИ масличных культур, соответственно, подтвердила их диагностическую ценность для данных культур отечественной селекции.

В дальнейшем результаты проекта будут использованы для разработки методологической основы создания устойчивых и продуктивных гибридов сельскохозяйственных растений с помощью молекулярных маркеров селекционно значимых признаков. Выявленные корреляции между наличием специфических ДНК-маркеров и выражением хозяйственно ценных признаков у риса и подсолнечника могут стать основой современных селекционных программ для получения отечественных конкурентных гибридных форм данных культур. Разработанные базы данных по хозяйственно-ценным признакам и полиморфным локусам хлоропластного и митохондриального геномов позволят повысить эффективность гибридизации сельскохозяйственных растений.

Развитие данного направления НИР предполагает не только внедрение разработанных ДНК-маркерных панелей хозяйственно ценных признаков подсолнечника и риса в отечественные селекционные программы, но и создание новых молекулярно-генетических маркеров селекционно значимых признаков данных культур, таких как продуктивность, устойчивость к различным абиотическим стрессам, фомопсису, ризопусу, септориозу и др., с целью получения отечественных конкурентных гибридов и сортов.

Ссылки на публикации в рецензируемых научных журналах, включенных в базы данных WEB OF SCIENCE и SCOPUS:

Russian Journal of Genetics

American Journal of Agricultural and Biological Sciences