Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Ректор ЮФУ: "Университет активно включился в работу по импортозамещению"

15.01.2016

Ректор Южного федерального университета (ЮФУ) Марина Боровская рассказала ИА "РБК-ЮГ", чем был важен юбилейный год, как эффективно зарабатывать на научной деятельности, а также что дает университету участие в кластерах.

 

Марина Александровна, 2015г. для ЮФУ был особым – университет отмечал свое 100-летие (интернет-запрос об этом событии вошел в ТОП-3 самых популярных в Ростовской области в этом году). Расскажите, все ли планы, связанные с юбилеем, удалось реализовать в полной мере, и как вы оцениваете итоги года в целом?

В 2015 году мы поставили перед собой задачу не просто празднования100-летие университета, мы рассматривали юбилей как возможность консолидировать всех, кто ассоциирует себя с Южным федеральным университетом. А также рассказать о достижениях научно-педагогического коллектива ЮФУ своим выпускникам, которые теперь уже являются работодателями, всем своим коллегам и ученым и, безусловно,еще более сплотить свой собственный коллектив, который сегодня представляет экспертное сообщество вуза в нашей стране и мире и формирует мнение о научных исследованиях, развитии технологий и социально-экономических проблемах. Нашим главным желанием и задачей юбилейного года было повышение академической репутации университета. Конечно, за 9 лет деятельность в формате федерального университета потребовала принятия сложных и, может быть, не самых популярных решений. В университете формировался новый коллектив, новое сообщество и среда, и когда 2-3 года назад мы заговорили о юбилее, не все коллеги нас поддержали. Нашей задачей было сплотить академическое сообщество и сформировать внешнее мнение об университете. И, как мне кажется, нам это удалось.

Южный федеральный университет сегодня является участником инновационно-технологического кластера «Южное созвездие» и кластера биотехнологий в области АПК и медицины. Какие задачи вы решаете в рамках этих проектов, и чего удалось уже добиться?

В рамках кластеров мы стремимся выстроить территориально-отраслевые связи между вузами и индустриальными партнерами. Основная идеология такого типа развития - это концентрация усилий науки, промышленности, бизнеса и инвесторов на определенной экономической территории вокруг одного технологического направления. При этом научный потенциал - важнейший фактор для появления кластера

Задача ЮФУ - поставлять на рынок труда именно тех специалистов, в которых заинтересованы наши партнеры и осуществлять научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, которые сегодня им остро необходимы.

С появлением 218 постановления правительства РФ у вузов появилась возможность получать финансирование на разработки и инновационные решения, которые затем внедряются на производстве. Благодаря кластерам мы укрепили связи с индустриальными партнерами и увеличили скорость принятия решений. Так, например, если в обычной практике необходимо запатентовать разработку и только потом предлагать ее заинтересованным предприятиям, то благодаря кластерам этот процесс стал гораздо короче.

Договор с индустриальными партнерами позволяет передавать разработку на внедрение, а уже потом приступать к оформлению документов. Это хороший вариант для вузов, позволяющий ускорить процесс внедрения. Так, в этом году в ЮФУ объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые прошли через технологии внедрения, составил около 5 млрд руб. На 2016г. мы уже планируем около 30 млрд руб. Опасаемся, конечно, но закладываем такое увеличение.

А востребовано ли такое сотрудничество с вузами самими индустриальными компаниями региона?

Для самих индустриальных партнеров это тоже отличные решения, поскольку за последние годы конструкторские бюро многих компаний утратили свой потенциал. Специалисты, которые работали в них, перешли на другую работу, потому что в развитие этой деятельности долгое время никто не вкладывал. И сегодня, когда решение задач импортозамещения выходит на первый план, оказалось, что даже у крупных индустриальных компаний нет для этого потенциала, а у нас он есть.

Кроме того, такое сотрудничество открывает возможности трансфера специалистов, которые участвовали в разработке этих проектов. К работе над тем или иным проектом в интересах индустриальных партнеров мы привлекаем не менее 30% молодых людей, в том числе и студентов, обучающихся на разных уровнях подготовки. Таким образом, когда разработка внедряется на производстве, вместе с ней университет поставляет промышленности и тех специалистов, которые умеют и знают эти новые технологические решения.

Мне кажется, что таким способом университет благодаря своим научным разработкам участвует в импортозамещении и решает кадровую проблему, которая и сегодня для многих высокотехнологичных компаний остается острой. Подготовка таких кадров может решить также и проблему загрузки предприятий. Ведь, например, нередко на предприятиях стало появляться современное оборудование, но используется оно неэффективно, потому что не хватает специалистов, способных обеспечить его 100%-ую загрузку. Кластеры позволяют нам обучать студента не в отрыве от прикладных задач, а готовить для индустриальных партнеров именно тех специалистов, которые им необходимы.

Насколько существенную роль научные разработки играют в пополнении бюджета вуза? В каких отраслях уже сегодня удалось достичь заметных успехов?

-Из-за кризиса у нас были определенные опасения, но в итоге в 2015г. доход от научных исследований в ЮФУ составил в общей сложности около 1,6 млрд руб., увеличение по сравнению с прошлым годом — 100 млн руб. Рост доходов во многом обусловлен тем, что в эту деятельность сегодня вовлечен весь коллектив, в том числе и благодаря стимулам, которые дает университет. Так, нам удалось увеличить базовые оклады научно-педагогических работников, которые сегодня начинаются от 14 тыс. рублей. Базовый оклад профессора составляет 41-42 тыс. руб., тогда как раньше он был 7-8 тыс. руб. В 2016 году мы планируем увеличить базовые позиции по заработным платам для большинства сотрудников университета.

Что касается научных разработок, сегодня ЮФУ имеет интересные исследования и работы в области фундаментальной и прикладной науки. Речь идет об исследованиях по пяти основным профилям. Один из них медицина будущего — это биотехнологии и исследования в области биологии, фармацевтики и фармакологии. Достаточно крупные исследования у нас сложились в области Азово-Черноморского бассейна. Также сегодня очень неплохо строятся наши исследования в области робототехники, системы управления, навигации и связи. Серьезное внимание уделяют в ЮФУ математическим инструментальным методам решения высокотехнологических задач.

В 2015 году ЮФУ также инициировал проект по созданию образовательного кластера в Ростовской области. Почему возникла такая необходимость, и как идет реализация этого проекта?

Вы знаете, что уже несколько лет мы проводим достаточно серьезную и где-то даже жесткую политику по отбору абитуриентов. Это связано в том числе и с высокими требованиями по качеству знаний и баллам ЕГЭ. Своим образовательным кластером мы поддержали системные проекты и решения в образовании, которые сегодня существуют в стране. Мы не просто выдвигаем какие-либо требования к уровню знаний абитуриента, но и помогаем им подготовиться к поступлению.

В частности, мы создали базу педагогов, преподавателей и учителей школ, которые действительно могут работать с детьми, и которые могут подготовить их к сдаче ЕГЭ и поступлению в вуз.

Ведь далеко не все коллеги, приходящие к родителям и ученикам в качестве репетиторов и берущие на себя ответственность за подготовку ребенка, могут это делать высокопрофессионально. Зачастую бывает, что они берутся за репетиторство, а потом говорят, что ребенок просто не справился.

Уже сегодня много опытных и более молодых педагогов прошли наш отбор, который мы вели совместно с Рособрнадзором. Благодаря этому отбору родители и сами школьники смогли оценить квалификацию педагога, который сказал о том, что может подготовить ребенка к поступлению.

Кроме этого, в рамках образовательного кластера мы даем возможность школьникам получить статус кандидата в студенты. Мы хотим, чтобы этот статус дал абитуриенту право посетить открытые лекции в любом университете и в любые периоды, которые его интересуют.

Обратите внимание, когда человек приходит покупать одежду, ее принято примерять, а когда он приходит получать образовательную услугу, то попадает в вуз только в день открытых дверей, когда двери намыты, окна начищены, и все радостно встречают у порога. В результате, когда потом этот человек попадает на занятия, он может столкнуться с тем, что в реальности все не совсем так. Мы хотим сломать эту систему и дать почувствовать абитуриенту то, каким будет его процесс обучения в том или ином университете заранее.

В рамках образовательного кластера решаются задачи подготовки будущих студентов, или же его цели шире?

Так как в высшей школе реализуется двухуровневая система подготовки, то и бакалавр должен иметь возможность понять и почувствовать магистерское образование, прежде чем решит, хочет ли он его получать и в каком вузе его продолжить. Кроме того, этот образовательный кластер должен помочь вузам региона развивать совместные сетевые программы. Эти программы позволяют нам отрегулировать наши возможности и выстроить образовательную сеть таким образом, когда часть предметов и дисциплин реализуется одними образовательными учреждениями, а часть другими. Тогда студент, получив грант по академической мобильности, может перемещаться в любые территории и вузы, которые его интересуют.

Сегодня образовательный кластер распространяется на Ростов-на-Дону, сейчас мы также выходим в Таганрог и постепенно выстроим эту систему по всей Ростовской области. Мы надеемся, что образовательный кластер охватит весь Южный федеральный округ.

Удалось ли в 2015 году решить все поставленные задачи?

Конечно, мы слышим замечания, которые в наш адрес высказываются, например, на предмет участия в программе повышения конкурентоспособности университетов, в проекте 5-100. Мы принимали участие в конкурсе, но не выиграли. Анализируя показатели тех вузов, которые в программу попали, отметили, что это в основном технические вузы. В ЮФУ же большая доля гуманитарных специальностей и направлений подготовки. Иногда высказываются мнения, что эту долю надо сокращать. Так, сегодня соотношение гуманитариев и естественно-научников у нас составляет 50/50. Хотя в этом отношении мы уже добились некоторых результатов - несколько лет назад это соотношение было 40% естественно-научников и инженеров на 60% студентов гуманитарного профиля. У вузов же, которые вошли в эту программу конкурентоспособности, гуманитарные блоки составляют не более 25-27%.

Тем не менее, могу сказать, что несмотря на то, что мы движемся в русле этой тенденции по сокращению гуманитарных направлений, они все равно останутся для ЮФУ важной частью и достижением.

Каковы в целом планы университета в наступившем 2016 году? Какие новые проекты планируется реализовать, развитию каких направлений деятельности будет уделяться повышенное внимание?

Мы хотим поработать над прикладными задачами по кластерам Биотехнологий и «Южного созвездия». Мы будем обеспечивать внедрение разработок и повысим активность по этому направлению. Безусловно, нас интересует и образовательный кластер, потому что это важная позиция. Также мы надеемся, что в 2016 году сможем работать над инвестиционной стратегией развития кампуса ЮФУ до 2020 года.

В частности, мы хотим рассмотреть возможность расширения и строительства новых лабораторных и исследовательских корпусов на территории нашего кампуса в районе Западного жилого массива. Это необходимо в связи с тем, что перед нами стоит действительно много исследовательских задач по новым материалам, технологиям и биотехнологиям.

Еще одна важная задача, которую мы хотим решить - это создание школы по работе с одаренной и талантливой молодежью. Эта работа будет вестись в рамках нашего образовательного кластера. В 2016 году мы хотим начать проектировать такую школу и Ростове, и в Таганроге. Мы надеемся, что сможем реализовать этот проект в рамках государственно-частного партнерства.