Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Как управлять впечатлением в виртуальном пространстве?

13.10.2015

На фестивале науки прошел мастер-класс "Управление впечатлением в виртуальном пространстве" кандидата психологических наук Дарья Погонцева.

– Вся наша жизнь построена на том, что мы создаем определенное впечатление о себе. Управление впечатлением – многочисленные стратегии и техники, применяемые индивидом при создании и контроле своего внешнего имиджа и впечатления о себе, которые он демонстрирует окружающим, – отметила в начале лекции Дарья Погонцева.

Первое впечатление формируется у нас в первые 3-7 секунд. Предположим, в кабинете начальника мы за это время можем поздороваться, пройти, и уже произведем определенное впечатление. Существуют определенные стереотипы, связанные с цветом  волос, одеждой, а также впечатление получается из нашей мимики, жестов (кинесика) и комплекции (габитус).

В виртуальном пространстве это происходит посредством создания нашего профайла или личной страницы. Есть различные феномены, присущие этому явлению: анонимность, использование любимых цитат, подставление не своей фотографии, а картинки.

Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия заключается в том, что у нас нет невербальной информации. Есть феномен обратной связи – когда мы взаимодействуем, мы даем информацию, а человек дает обратную связь: понравилось\не понравилось, услышал\не услышал. В интернете невозможно адекватно это получить. Особенность интернет пространства состоит в том, что нельзя мы не можем выразить свои чувства интонацией, а лишь посредством «смайликов». Отсутствие единства пространства и времени тоже принадлежит к особенностям интернет-общения: так сообщение писать можно человеку в оффлайн. Однако оно может быть не актуальным к моменту его получения адресатом. Характер коммуникации в интернете: все сообщения текстовые.

Существует четыре фактора, влияющие на вашу самопрезентацию: взаимодействие с компьютером; аудитория, которой адресован профайл\с кем собираетесь общаться; степень самосознания — то, насколько вы принимаете и понимаете себя; идентификация с определенной социальной группой.

Сейчас в Европе поднимается вопрос: корректно ли для оценки кандидатов при приеме на работу использовать личные данные. Так, например, распространена практика просмотра личной странички в фейсбуке и добавления с нее информации в личное дело будущего работника.

Есть различные способы самопрезентации виртуального пространства: ник (имя, псевдоним, слово), аватар (первая главная фотография профиля), личная информация (группы, ваши интересы) и новая ветвь selfie (разновидность автопортрета, заключающаяся в запечатлении самого себя на фотокамеру). 

Говорить о феномене selfie можно исходя из истории: такие великие художники, как Ван Гог, Рембранд и другие, писали свои автопортреты. Позже, когда появился фотоаппарат, также были сделаны подобные фото. Например, Роберт Корнелиус считается одним из первых создателей этого способа самовыражения еще в 1839 году. То же фото делала и княжна Анастасия, младшая дочь императора Николая II, она снимок отпечатала и послала кузенам в разные города.

Сейчас selfie стало столь модным веянием, что даже МВД России выпустили плакат, как нельзя делать и чем могут быть опасны эти фотографии. Данные корреляционного анализа говорят нам о том, что чем старше человек, тем меньше «селфи» и меньше фотографий в целом у людей в группе от 20 до 35 лет. И не было ни одного человека, у которого не было бы ни одной «селфи-фотографии». Есть и такой феномен как felfie — селфи с животными, или фермерские селфи.

Когда мы создаем профиль, не всегда то, что так нравится нам, будет позитивно воспринято окружающими. Это в основном связано с тем, что при разговоре с людьми мы активно используем мимику и жесты, и люди знают нас не в статичности фотографий, как мы можем увидеть себя, а в движении. И наш образ формируется не только из фотографий, но и из того, как нас видят.

Юлия Братякина