Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Информация о подразделении

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 Кафедра образована в 1962 году. Заведующий кафедрой – кандидат филологических наук, доцент Пантелеев Андрей Феликсович.
     В 1962-1978 годах кафедру возглавляла профессор М.К. Милых; в 1979-1989 годах – доктор филологических наук, профессор Ю.А. Гвоздарев; с 1990 года по 1996 год – доктор филологических наук, профессор Т.Г. Хазагеров; с 1996 года по 2001 год – кандидат филологических наук, доцент Н.Н. Маевский; c 2001 по 2011 год - доктор филологических наук, профессор Покровская Е.А.; с 2011 по 2014 год - доктор филологических наук, профессор Изотова Н.В.; с 2014 года по 2016 год- доктор филологических наук, профессор Хазагеров Г.Г.; с 2016 года по настоящее время – кандидат филологических наук, доцент А.Ф. Пантелеев.
    
     Основные направления научно-исследовательской работы кафедры:
     • экспрессивная, функциональная, грамматическая, коммуникативная стилистика и стилистика текста, 
     • язык и стиль писателя (в частности, А.П. Чехова, М.А. Шолохова), языковая личность, язык литературно-художественного произведения;
     • лингвокультурология;
     • фразеология и паремиология;
     • культура речи и риторика;
     • словообразование, неология и языковая игра;
     • терминоведение;
     • прикладная лингвистика и информационные технологии в филологическом образовании;
     • социо- и психолингвистика, проблемы когнитивной лингвистики;
     • теория и практика современного университетского и школьного филологического образования, лингводидактика, методика преподавания русского языка в школе и в вузе;
     • речевая коммуникация. 
             
Ведущие специалисты кафедры:
     • доктор филологических наук, профессор Наталья Валерьяновна Изотова
     • доктор филологических наук, профессор Людмила Борисовна Савенкова


     Савенкова Людмила Борисовна – доктор филологических наук (2002), профессор (2006), профессор кафедры русского языка.
     В 1976 г. окончила с отличием филологический факультет Ростовского государственного университета; в ЮФУ работает с 1.08.1986 г.
     Автор около 300 публикаций по лексикологии, терминоведению, фразеологии, паремиологии; стилистике, анализу текста; языку и стилю А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова в российских и зарубежных (Беларусь, Болгария, Германия, Испания, Македония, Польша, Словакия, Хорватия, Чехия, Украина) изданиях, центральной печати, рецензируемых журналах из перечня ВАК РФ.
     Научные контакты: член редколлегии журнала «Мир Шолохова» (Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова), участник Открытого международного сообщества «Русская словесность: духовно-культурные контексты». Международное сотрудничество в образовательном плане: неоднократное участие в рабочих встречах с руководством зарубежных университетов (Германия: Университет Земли Саар; Мексика: Технологический университет Монтеррей; Македония: Международный корпоративный славянский университет; Аргентина; Университет Буэнос-Айреса; Колумбия: Национальный колумбийский университет, Университет Ла Сабана; Институт культуры им. Л.Н. Толстого). За последние годы прошла стажировки в университетах Болгарии (Пловдив), Дании (Ольборг), Мексики (Монтеррей), России (Воронеж, Ростов-на-Дону). 

     Изотова Наталья Валерьяновна – доктор филологических наук (2006), профессор кафедры русского языка.
     Докторская диссертация Н.В. Изотовой на тему «Диалогические структуры в языке художественной прозы А.П. Чехова» была посвящена языку А.П. Чехова и блестяще защищена в Москве в 2006 году. Затем она возглавила работу над проектом «Концептосфера А.П. Чехова», результатом этой работы был обширный сборник статей, опубликованный в 2009 году. Наталье Валерьяновне удалось привлечь к исследованию не только сотрудников нашего подразделения, но и ученых Таганрога. 
     Научные контакты: член экспертной комиссии по русскому языку Российского совета олимпиад школьников. В 2019 г. Изотова Н.В. получила благодарственное письмо ректора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, председателя Российского совета олимпиад школьников Садовничего В.А. за вклад в развитие интеллектуальных соревнований школьников в РФ в 2018/19 уч. году. Главный редактор журнала «Известия Южного федерального университета. Филологические науки». 
     Преподаваемые дисциплины:
     Грамматика русского языка. Морфология и синтаксис.
     Морфология является разделом грамматики, в котором изучается слово в аспекте его грамматических свойств. Синтаксис является разделом грамматики, изучающим законы организации связной речи, способы соединения слов в речи. Основное внимание уделяется изучению предложения как основной единицы синтаксиса в конструктивном, семантическом и коммуникативном аспектах анализа.


     Международные и межрегиональные связи кафедры:
     Заведующий кафедрой русского языка Пантелеев А.Ф. и профессор Савенкова Л.Б.  традиционно принимают участие в работе Иберо-русского союза, в частности в проведении Международного форума «Русский язык в парадигме современного образования: Россия и Иберо-Американский мир» (г. Кадис, Испания). 
     Доцент кафедры русского языка Ф.Г. Самигулина принимает участие в работе ISAPL – International Society of Applied Psycholinguistics (Международная ассоциация прикладной психолингвистики). Фанира Габдуллловна Самигулина является действительным членом ассоциации.
     Доцент кафедры русского языка Коростова С.В. является членом редколлегии электронного журнала «Русистика без граници»: Международно научно списание» («Русистика без границ», г. София, Болгария) и журнала «Известия Южного федерального университета. Филологические науки».
     Кафедра русского языка имеет тесные партнерские связи с кафедрой славистики университета Загреба (Хорватия), университета Саламанки ((Испания).
     
     Сотрудничество с научными организациями, обществами и учебными учреждениями федерального уровня:
• научно-просветительский проект «Отечественная русистика: личность, научная школа и традиции в судьбе языка, науки и народа», реализуемый в АНО ВО «Российский новый университет» при поддержке Союза переводчиков России (СПР) и национального общества прикладной лингвистики (НОПриЛ). Профессор Изотова Н.В. является членом жюри.
• РОПРЯЛ (Российское общество преподавателей русского языка и литературы). Профессор Изотова Н.В. является членом правления РОПОЯЛ. 
• Организация и проведение в г. Ростове-на-Дону и Ростовской области Всероссийской акции «Тотальный диктант». Преподаватель кафедры Непейвода является членом Всероссисйкого Филологического совета «Тотального диктанта». Профессор кафедры русского языка Изотова Н.В. является главой экспертного совета «Тотального диктанта» в Ростовской области, все преподаватели кафедры участвуют в чтении лекций при подготовке к диктанту и в проверке работ.
• Участие в проведении конкурса юных журналистов «Первая строка» (г. Ростов-на-Дону, ДГПБ). Заведующий кафедрой русского языка Пантелеев А.Ф. является членом жюри конкурса.
• совместные проекты с ГТРК «Дон-ТР», Региональным информационным холдингом Ростовской области «ДОН-МЕДИА» в рамках просветительской деятельности.


 

Основные публикации кафедры


Учебники и учебно-методические пособия:
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов. Изд.  34-е  Ростов на-Дону: Феникс, 2016.  
2. Гвоздарев Ю.А. и др. Методические указания к факультативному курсу "Лексика и фразеология русского языка". М., 1979; 1991, 4-е изд.
3. Гвоздарев Ю.А. Современный русский язык. Лексикология и фразеология: Учебник для филологических факультетов университетов. – Ростов-на-Дону, 2005.
4. Гвоздарев Ю.А. Язык есть исповедь народа. – М., 1993.
5. Кашаева Е.Ю. Теория и практика спичрайтинга: учебник для бакалавров размещен в цифровом репозитории ЮФУ 
6. Кашаева Е.Ю., Вышегородская Е.Д., Кондратьева И.А. Репетитор по русскому языку. Орфография, пунктуация, культура речи, речеведение.  Изд. 5-е.  Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
7. Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Деловые коммуникации: учебник / Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Москва: КНОРУС, 2021. – 300 с. – (Бакалавриат). 
8. Пантелеев А.Ф., Ковтуненко И.В. Современный русский язык: Морфемика. Словообразование: учеб. пособие / М.: РИОР: ИНФРА-М, 2019. - 140 с. (Высшее образование: Бакалавриат). 
9. Кашаева Е.Ю., Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Русский язык. Культура речи. Деловое общение: учебник – Москва, КНОРУС, 2021. – 424 с. – (Бакалавриат). https://elibrary.ru/item.asp?id=44168830
10. Савенкова Л.Б. Русская паремиология: семантический и лингвокультурологический аспекты. – Ростов на-Дону: РГУ, 2002.
11. Хазагеров Т.Г. Развитие типов ударения в системе русского именного склонения. М., 1973.
12. Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: Курс лекций и словарь риторических фигур. –  Ростов на-Дону, 1994.

Монографии:
1. Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Убеждающее воздействие в сфере делового общения. М.: Инфра-М. Изд. 2-е. 2018.
2. Пантелеев А.Ф., Инос А. Язык рекламы: Графика. Грамматика. Прагматика: Монография. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2021. 182 с.
3. Пантелеев А.Ф. Речевой портрет героя рассказов Михаила Зощенко: Монография. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2021. 89 с. 
4. Самигулина Ф.Г.  Языковая компетенция и особенности ее становления в онтогенезе: психосоциолингвистический аспект. – Ростов-на-Дону: АкадемЛит ТМ (Издатель ИП Ковтун С.А.), 2020. 
5. Самигулина Ф.Г. Психолингвистика vs лингводидактика: проблемы интеграции: монография /Южный федеральный университет. - Ростов-на-дону: АкадемЛит, 2021. 
6. Самигулина Ф.Г., Григорьева Н.О. Феномен электронной коммуникации: лингвокультурный аспект. Ростов н/Д: АкадемЛит, 2021.
7. Щаренская Н.М. От сюжета к метафоре: «Леший» и «Дядя Ваня» А.П. Чехова: монография. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2020. – 362 с. 

Публикации в Web of Science, Scopus:
1. Gushchina L.V., Kislitsyna N.N., Agapova E.A., Izotova N.V. CULTURE RESTRICTIONS AS A TRIGGER TO THE SOCIETY DEVELOPMENT: HISTORY AND MODERNITY// International Journal of Economics and Business Administration. - Volume VII, Special Issue 1. - 2019. - pp. 261-269
2. Izotova N.V., Khodus V.P., Nurgali K.R., Yezhova E.N., Lepilkina O.I. PRINCIPLES FOR ENCYCLOPAEDIC APPROACH TO ANALYSIS OF AUTODESCRIPTION IN CREATIVE WRITING // Modern Journal of Language Teaching Methods, Vol. 8,Issue 3,March 2018, 271-278. 
3. Panteleev A.F., Redkozubova E.A., Agapova S.G. Syntactic COMPRESSION IN THE MODERN RUSSIAN LANGUAGE// International Journal of Economics and Business Administration. - Volume VII, Special Issue 1. - 2019. - pp. 270 - 280
4. Sergey Kotov, Igor Nefedov, Andrey Panteleev, Nina Kotova, Grigory Kotov. MODELS OF IMPLEMENTATION OF THE VIRTUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE PROCESS OF TEACHING. Электронный ресурс.
5. Svetlana Vladimirovna Korostova. ON ASSEMBLING THE VOICES OF A SPEAKER AND CHARACTERS IN INNER MONOLOGUE / SCTMG 2020 International Scientific Conference «Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism» // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, 2020 г. (в соавторстве с Ilya Sergeevich Korostov, Igor Aleksandrovich Kudryashov). Электронный ресурс. 
6. Изотова Н.В., Табаченко Л.В. Пунктуационные знаки в художественном диалоге (на материале русской литературы ХIХ- начала ХХ в.)//Слово и текст// «Язык и метод». N 7. Русский язык в лингвистических исследованиях ХХI века. Русская пунктуация в коммуникативном аспекте. Kraków. Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellońskiego.  N 7.  2021. с. 127-135. 
7. Коростова С.В., Нефедов И.В. Традиционный и инновационный контент как основа проектной деятельности в курсе русского языка как иностранного// Русистика, том 18. N1, 2020. - С. 85-97. 

Публикации в журналах ВАК:
1. Гаврилова Г.Ф., Ерещенко М.В. Категории негопозитивности и интенсивности в коммуникативном преломлении // Когнитивные исследования языка. Тамбов: издательство Общероссийской общественной организации "Российская ассоциация лингвистов-когнитологов".  N34 (2018). С. 113-116. https://elibrary.ru/item.asp?id=36423672
2. Изотова Н.В. Коммуникативно значимые компоненты инициальной реплики-вопроса (на материале художественной литературы)// Гуманитарные и социальные науки, 2019, N 1. 
3. Изотова Н.В. Невербальная составляющая коммуникативного поведения как деталь образа персонажа в повести А.П. Чехова "Степь"// Научная мысль Кавказа. 2021 N 2 (106). - с. 125-129.
4. Коростова С.В. Коммуникативно-значимое молчание как способ
представления эмоционального состояния персонажа в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»// Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2020. N 1. - С. 36-46.
5. Максюта К.С. Молчание как маркер эмоционального и рационального компонентов коммуникативного поведения персонажей в романе М.А. Шолохова "Поднятая целина"// Научная мысль Кавказа, 2021. –N1(105). – С. 112–119.
6. Пантелеев А.Ф., Нефёдов И.В., Попова К.А. Традиционные и инновационные технологии и средства интенсификации процесса обучения РКИ// Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. N 1 (34). - С. 210-214.
7. Савенкова Л.Б. Конвергентное и дивергентное мышление в научно-художественном творчестве Ю.А. Жданова: лингвистика отражения (на материале «Диалогов с природой») // Научная мысль Кавказа. 2021. N 3. С. 65–78.
8. Савенкова Л.Б. Синтагматика как способ индивидуализации возрастных стереотипов в романах М.А. Шолохова // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2020. N 1. - С. 27–35. 
9. Самигулина Ф.Г., Григорьева Н.О. Детская языковая личность в онтогенезе: моно- и билингвальная специфика//  Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, 2019, N 2. С.27-36.
10. Самигулина Ф.Г., Р. Аит Умезиан, Григорьева Н.О. Метафоризация в политической сфере: манипулятивные технологии// Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. – 2021. - N4. 
11. Щаренская Н.М. Прогулка в глубину сада (об одной метафоре пьесы Чехова «Дядя Ваня»)// Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2020. N 4. - С.

Зарубежные публикации: 
1. Julia V. Kapralova, Lyudmila B. Savenkova, Tatyana S. Shakhmatova, Lada A. Moskaleva. «It is not accepted» as a marker for behavior assessing in contemporary Russian consciousness // AD ALTA: Journal of Interdisciplinary Research. 2018. - 08/01-III. – Рр. 175-177. 
2. Panteleev A.F., Dolmatova A.S. Comparativa nel linguaggio della poesia M.I. Cvetaeva// Italian Science Review. 2015; 7(28). PP. 25-28
3. Panteleev Andrey Feliksovitch, Dolmatova Anna Sergeevna. Comparative in the poetry of Russian acmeism//European Science review. Vienna, 2015. N 1 – 2. PP. 82 – 85.
4. Samigulina F.G. Diagnosis of emotional stress in communication: non-verbal components // New perspectives in psycholinguistic research: language, culture, technologies: 12th ONLINE ISAPL INTERNATIONAL CONGRESS:  Livro de Resumos do 12º Congresso Internacional ISAPL (Portugal, 3rd-5th June, 2021) (& A. V. Tuzlukova) -  12-й Международный конгресс ISAPL (International Society of Applied Psycholinguistics), Portugal, 3-5 июня 2021
5. Пантелеев А.Ф. Фонетический уровень речевого портрета героя сатирических рассказов М.М. Зощенко//Materialy IX Mezinarodni vedecko-prakticka konference «Moderni vymozenosti vedy – 2013». – Dil 38. Filologicke vedy: Praha. Publishing House «Education and Science», 2013. – с. 27-35.
6. Савенкова Л.Б. Взаимодействие фразеологических единиц и паремий в аспектах образования и функционирования // Eigenes und Fremdes in der Slavia. Festschrift für Ewa Komorowska zum 50. Geburtstag / Hrsg. v. Ursula Kantorczyk und Harry Walter. ; Greifswald, 2007. ; S. 149;153.
7. Савенкова Л.Б. Культурно-историческая ситуация как фактор формирования стереотипа (образ испанца в русском сознании)// Problemas actuales de la filología en el espacio hispano-ruso de la investigación: Actas oficiales de la Conferencia Científico-Práctica Internacional. Актуальные проблемы филологии в испано-российском научном пространстве: Материалы международной научно-практической конференции / Eds: Natalia V. Karpovskaya, Andrés Santana Arribas. ; Cádiz: Universidad de Cádiz, 2013. ; P. 136;142.
8. Самигулина Ф.Г. Особенности становления детской языковой личности в рамкахбилингвальной языковой ситуации// Мовнаособистість: лінгвістика і лінгводидактика.. Сборник материалов международной конференции / МОН України, Київськийнаціон. лінгвістичнийст. ун-т. Черкаськийнаціон. ун-т. ім. Б. Хмельницького.– (Украина) Київ-Черкаси : вид-во ФОП Гордієнко Є.І., 2018. - 286 с. С.137-141.
9. Самигулина Ф.Г. Специфика речемыслительной деятельности в онтогенезе: на примере дискурса русско- и англоязычных детей // Язык и культура. Научное издание (ВАК Украины). – Киев: Издательский дом Дмитрия Бураго, 2018. – Вып. 21. – Т. II (191). – 588 с.  С.555-560.

11.02.2022