Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A

Олег Носко о прошлом и будущем "беспилотников"

07.03.2014

Компания Facebook, владеющая крупнейшей в мире социальной сетью, ведет переговоры о покупке компании Titan Aerospace, которая производит беспилотные летательные аппараты. Событие комментирует директор ЦКП авиационной техники и технологии, старший преподаватель кафедры летательных аппаратов Олег Носко.

ЦУКЕРБЕРГ И САМОЛЁТ

В последнее время в лентах новостей регулярно появляются сообщения о приобретении крупными корпорациями стартапов, занимающимися разработками или уже серийным производством беспилотных летательных аппаратов. Буквально на днях Facebook Inc. сообщила о приобретении компании Titan Aerospace, разрабатывающей беспилотные самолёты на солнечных батареях, так называемые атмосферные спутники. 
 
По сообщению СМИ,  покупка сделана в рамках инициативы доступного Интернета для каждого в мире Internet.org. Разработки Titan Aerospace, в свою очередь, позволят Facebook запустить новый проект, который имеет много общего с инициативой Интернет на воздушных шарах Project Loon, о которой компания Google сообщила летом прошлого года. Напомним, Project Loon предусматривает запуск огромного числа гигантских воздушных шаров с целью создания интернет-покрытия в самых отдаленных и неразвитых регионах Земли. В случае Facebook это будут не воздушные шары, а беспилотные самолёты, на которых специализируется Titan Aerospace. Вернёмся к этой компании позже. 
 
А чтобы понять, в чём кроется интерес к этой технике, думаю, стоит углубиться немного в историю вопроса. Конечно, возвращаться во времена поршневой авиации и бипланов нет смысла. “Бархатная” революция авиации началась не так давно, и затеяли её не столпы авиационной промышленности и секретные лаборатории, а всего лишь производители игрушек. Да, игрушки-роботы выпускались ещё в прошлом веке, но владеть ими был удел избранных. В период советского дефицита пределом мечтаний любого мальчишки была машинка на радиоуправлении, ну а о радиоуправляемом самолёте даже и не мечтали. Всё, что производилось отечественной промышленностью, пропадало куда-то. В странах развитого капитализма с игрушками ситуация была попроще, но, как только игрушку оснащали чем-то высокотехнологичным, цена её взлетала, делая это чудо враждебной техники малодоступным среднестатистическому потребителю.
 
 
Планетоход “Электроника” имевший полноценный программируемый бортовой компьютер (стоил 27 рублей, примерно, пятую часть советской зарплаты). 
 
Реализовать свою мечту, поуправлять маленьким летающим самолётом, советский ребёнок мог только попав в кружок юных техников. Всё это продолжалось, пока не пал железный занавес и в страну хлынул поток западных чудес, но и они были уделом избранных, потому как цены были по-прежнему заоблачными.
 
А потом на мировой рынок вышел Китай. Не оглядываясь на патенты и прочие мелочи, производители из Поднебесной взялись копировать всё, включая те самые высокотехнологичные игрушки. В итоге рынок рухнул, цены упали, а падение цен на электронику вообще усугубило процесс. Теперь лучшим подарком для мужчины на 23 февраля стал не лосьон для бритья, а радиоуправляемый вертолёт.
 
Радиоуправляемый вертолет (цена в интернет-магазине 20$, без учета доставки)
 
Посмотрев повнимательнее на эту игрушку, можно разглядеть все элементы большого вертолёта: несущий винт, автомат перекоса и даже приводы циклического и общего шага. Лётные способности так же не отличаются от больших собратьев: висение, горизонтальный полёт, полёт боком и назад. А бортовой компьютер отвечает за то, чтобы для начинающего пилота процесс пилотирования не превратился в мучительное освоение азов аэродинамики и динамики полёта.
 
По сути, это уже не игрушка, а полноценный дистанционно-пилотируемый летательный аппарат, который, по определению из любого учебника, попадает в класс беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
 
Но технологии не стоят на месте, игрушки перешли из разряда поделок, летающих по квартире в высокотехнологичные гаджеты и средства производства.
 
 AR.Drone 2.0. Parrot. Маленькое чудо техники, возможности которого поражают воображение. По сути, летающая HD-камера, управляемая со смартфона по Wi-Fi
 
Сейчас на наших глазах происходит ещё одна маленькая революция, революция в кино. БПЛА открыли небывалые возможности в получении кадров, доступных ранее только медийным монстрам, владеющим вертолётами со специальными гироплатформами и армией обслуживающего персонала.
 
Сейчас, чтобы получить кадры  с высоты птичьего полёта, качество которых превосходит кинофильм снятый в Голливуде 5 лет назад, достаточно купить простенький мультикоптер (называемый в простонародье ”квадрик”) и цифровую камеру.
 
DJI PHANTOM 2 - полностью готовое решение для любителей или маленькой телевизионной студии.
 
Несколько компаний производят БПЛА именно для медиаиндустрии, функционал такой техники не уступает военным аналогам, а в некоторых случаях и превосходит.
 
DJI Spreading Wings S1000 Октокоптер массой 9 кг. Оборудован полноценной пилотажно-навигационной системой и системой стабилизации камеры по трём осям.
 
 
БПЛА Flying-CAM Sarah. Голливуд активно внедряет решения на базе БПЛА. Названия фильмов и статуэтка на плакате говорят сами за себя.
 
Что же нас ждёт дальше? Смотрим ленту новостей: «В компании Amazon.com планируют организовать сверхсрочную доставку покупок с помощью беспилотных летательных аппаратов».
 
 
Мультикопртер Amazon с посылкой для..
 
Запуск подобного сервиса ограничен только одним фактором – законодательство США запрещает полёты частных БПЛА. Точнее, личный беспилотник можно запускать, но только над своим собственным двором. В данном случае, как часто бывает, законы отстают от технического прогресса. На мой субъективный взгляд, есть ещё один фактор, ограничивающий широкое распространение БПЛА в службе доставки…
 
Универсальное средство борьбы с низколетящими БПЛА.
 
Наверняка, найдутся охотники за халявой, падающей прямо с неба в руки. Тихоходные и хрупкие мультикоптеры могут оказаться лёгкой добычей не только матёрых преступников, но и просто любознательных обывателей, какие бы страшные наказания ни грозили им.
 
А что же старшие братья, военные БПЛА? Почти не бывает дня, чтобы в новостях не упоминали летающих роботов, не знающих жалости и страха, уничтоживших очередного негодяя вселенского масштаба. Рассмотрев повнимательнее безжалостного убийцу, мы поймем, что эта та же дистанционно управляемая игрушка-переросток, так любимая мужской половиной человечества.
 
MQ-9 Reaper самая свежая модификация ветерана беспилотной авиации MQ-1 Predator.
 
Управляется такой «зверь» с помощью пульта, оборудованного органами управления обычного самолёта и мониторов, на которые выводится картинка с телевизионной камеры. Радиокоманды управления передаются через спутник, что позволяет пилотам ходить на работу через дорогу от дома, в то время как их самолёт будет летать на другом континенте.
 
Стандартная ”кабина” управления БПЛА. 
 
В носовой части виден ”глазок” пилотажной видеокамеры, а под снятой крышкой ”тарелка” спутниковой связи.
 
Подобный принцип управления не лишён недостатков. Ярким примером послужило воровство Ираном сверхсекретного американского БПЛА RQ-170 Sentinel. Вмешавшись в управление, иранцы просто посадили его у себя на территории. Чтобы перехватить такой аппарат, спутниковой тарелки и паяльника, конечно, не достаточно, тут нужен целый комплекс мероприятий, но факт налицо – управление беспилотником можно перехватить.
 
Довольные иранские военные у захваченного RQ-170.
 
Как можно убедиться, ничего сверхъестественного в этих аппаратах нет, и ожидать, что они восстанут в ближайшее время, не стоит. Должен отметить, что уровень автоматизации полёта обычных пассажирских лайнеров даже выше, чем боевых БПЛА. Бортовой пилотажно-навигационный комплекс Боингов и Аирбасов позволяет выполнять полёт без участия пилота от начала движения вплоть до заруливания на стоянку. Функции экипажа в большинстве случаев сейчас сводятся лишь к программированию автопилота. В компании Airbus говорят: наши пилоты - это самые высокооплачиваемые пассажиры.
 
Но не так давно произошло событие, которое отчертило чёткую грань нового века авиации. 10 июля 2013 г. впервые в истории авиации осуществлена посадка беспилотного летательного аппарата на авианосец.  Экспериментальный БПЛА X-47B совершил автоматическую посадку на палубу авианосца Военно-морских сил США «Джордж Буш». Чтобы оценить важность данного события, стоит понять сложность выполнения посадки на движущийся, раскачивающийся и приближающийся со скоростью 250 км/ч пятачок суши. 
 
Лётчики палубной авиации считаются элитой ВВС. В ВМС США лётчикам, совершившим на палубу авианосца 100 посадок, вручается почётный знак "Золотой гак". Этот знак обязывает старших офицеров вставать со своего места, если в помещение заходит офицер с "Золотым гаком" на груди. В отечественной палубной авиации летчики, выполнившие 100 посадок на палубу, называются "Центурион авианосца". Со временем эти звания перекочуют к роботам.
 
Х-47B. Палуба приближается.
 
Значимость этого события сложно переоценить. Оно показало, что уровень развития техники достиг высот, которые позволят выполнять полностью автоматический полёт и решать при этом задачи, которые решали люди высочайшей квалификации. Вот теперь можно начинать бояться «судного дня».
 
Вернёмся всё же к Цукербергу и его Facebook Inc. Покупку разработчика БПЛА можно оценить с нескольких сторон. По моему мнению, первое - это дань моде. Да, корпорации тоже подвержены моде, а сейчас это мода на торговлю стартапами. Поглощение крупными компаниями более мелких с целью сокращения числа конкурентов  существовало всегда. Но покупка ещё не развитых компаний, занимающихся другим направлением, преследует другие цели. Основная - это застолбить за собой данное направление, потому как компания приобретается со всеми патентами и технологиями. Ну и на последнем месте это возможность реализации технологий в ближайшее время. 
Давайте рассмотрим, что же купил Facebook Inc. Компания Titan Aerospace занимается разработкой самолетов, которые могут летать в стратосфере до пяти лет, используя только энергию солнца. Позиционирует компания себя как создатели первого в мире атмосферного спутника, при этом атмосферный спутник зарегистрирован как торговая марка. 
 
Действительно ли Titan Aerospace совершили прорыв? Окунемся в историю вопроса. Идея самолёта на солнечных батареях не нова. Многие компании и просто группы энтузиастов создавали как пилотируемые, так и беспилотные аппараты, способные держаться в воздухе круглые сутки за счет только энергии солнца.
 
Первым в мире БПЛА, использующим энергию солнца, стал AstroFlight Sunrise, совершивший первый полёт 4 ноября 1974 года. Этот аппарат открыл дорогу новому классу беспилотной техники. Sunrise обладал довольно скромными характеристиками. При размахе крыла 9,8 м его максимальный взлётный вес составлял 12 кг.
 
Наиболее масштабным проектом стал целый ряд солнечных беспилотников, разработанных компанией AeroVironment . Эта компания стоит отдельного упоминания. Основал её выдающийся авиаконструктор современности Пол МакКриди. Он стал знаменит, создав в 1977 году Gossamer Condor,  первый в мире летательный аппарат, управляемый мускульной силой человека и выполнивший условия премии Кремера. Пожалуй, его можно назвать Стивом Джобсом в области авиации.
 
 
Пол МакКриди (1925-2007) рядом с БПЛА на солнечных батареях.
 
Первым аппаратом на солнечной энергии, который создал Пол, был  Solar Challenger – пилотируемый самолёт, который впервые перелетел через Ламанш, используя исключительно солнечную энергию.
 
Следующим проектом стал HALSOL (High Altitude Solar), он представлял собой летающее крыло с несколькими двигателями, но на нём солнечные элементы не устанавливались. На основе HALSOL для NASA был создан первый беспилотный самолёт на солнечных батареях  Pathfinder, продолжением которого стал  Pathfinder-Plus.
 
Pathfinder-Plus над Гаваями (июнь 2002).
 
Вершиной стал аппарат Helios, размах крыла которого больше чем у Boeing 747. Для полёта днём Helios использовал солнечные элементы, а ночью использовал энергию, накопленную в топливных ячейках. Аппарат разрабатывался как прототип высотных БПЛА, способных решать такие задачи космических аппаратов, как: мониторинг земной поверхности, ретрансляция связи и т.д. 3 августа 2001 года Helios поставил неофициальный рекорд высоты для самолетов без реактивных двигателей - 29523 м.
 
Helios.
 
Эволюция солнечных беспилотников.
 
Разработки таких аппаратов продолжаются и по сей день. Это программы High Altitude Long Endurance (HALE), Very Long Endurance Solar Powered Autonomous Aircraft (VESPAA), QinetiQ Zephyr и многие другие
 
Запуск QinetiQ Zephyr.
 
Но вернёмся к Titan Aerospace. Что же конкретно представлено на сайте разработчика?
Это две модели БПЛА на солнечных батареях Solara 50 и Solara 60. Судя по скудной информации, отличие их в аэродинамической компоновке, что, возможно, говорит о широтах применения данных аппаратов.
 
 
Изображение атмосферного спутника Solara 50.
 
Компоновка и расположение солнечных батарей на Solara 50 говорит о том, что наиболее эффективно такой аппарат применять ближе к экватору, а расположение солнечных элементов на вертикальных поверхностях Solara 60 позволит летать ближе к полюсам
 
Единственное официальное изображение Solara 60. Видно развитое вертикальное оперение большой площади с солнечными элементами.
 
Рассмотрим характеристики представленных аппаратов. Кроме массы целевой нагрузки Solara 60, которая составляет 100 кг, ничего конкретного не опубликовано. По аппарату Solara 50, в рекламном видео указано только, что взлётный вес его составляет 159 кг, а масса нагрузки 32 кг. При этом весьма развёрнуто описан круг решаемых задач, вплоть до определения координат падения метеоритов. Что же реально воплощено в металле? Разработчик пишет, что есть работающие прототипы, но мне удалось обнаружить только одно фото макета, отдалённо напоминающего Solara 50.
 
Макет на стенде Titan Aerospace выставка AUVSI 2013.
 
Какое резюме можно сделать на основе информации, вращающейся в сети? Несомненно, технология развивается и её уже не остановить, летающие роботы могут самостоятельно взлетать, выполнять задачи и садиться туда, куда не каждый пилот сможет посадить самолёт. Цена комплектующих падает, а возможности растут по закону Мура. Каждый год появляются новые летательные аппараты, способные находиться в воздухе всё дольше. Конечно, в следующем году мы вряд ли увидим БПЛА, летающий без посадки 5 лет. На то есть объективные причины и главная из них - это ресурс конструкций и материалов, которые просто не смогут так долго работать в суровых условиях окружающей среды на высоте 20 км (крейсерская высота полёта таких аппаратов). Скорее всего, таким БПЛА придётся садиться для проведения регламентных и ремонтных работ уж точно не раз в 5 лет, а гораздо чаще.
 
Ну а что же мы, где разработки наших выдающихся авиаконструкторов? Они, конечно, должны быть, но это уже совсем другая история…
 
Олег Носко