Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
22.06.2022

Ректоры ведущих вузов страны обсудили будущее высшей школы

22.06.2022

8 июня в Москве состоялся юбилейный форум вузов «Будущее высшей школы», организованный рейтинговым агентством RAEX.

8 июня в Москве состоялся юбилейный форум вузов «Будущее высшей школы», организованный рейтинговым агентством RAEX.

В форуме участвовали ректоры ведущих вузов страны, представители посольств дружественных стран, преподаватели, ученые и другие эксперты в области образования. Гостями форума стали свыше 750 человек, в том числе онлайн-зрители.

Открывая пленарную дискуссию, ее модератор – генеральный директор RAEX Дмитрий Гришанков дал подробную характеристику созданной агентством экосистемы рейтингов «Три миссии университета». Он отметил, что рейтинги и подходы к их составлению должны отражать изменения ситуации в стране и мире, и призвал вузы присылать свои предложения по совершенствованию методологии формирования рейтингов.

С основным докладом о выпуске нового топ-100 вузов России выступил исполнительный директор направления «Рейтинги университетов» RAEX Алексей Ходырев: «RAEX-100 – это старейший академический рейтинг экосистемы «Три миссии университета», который доказал свою объективность и получил высокую оценку международной ассоциации IREG за качество методологии и процедуру подготовки рейтинга. В исследовании мы используем более 40 критериев, благодаря чему рейтинг является комплексным и отражает реальную картину конкурентоспособности вузов».

Николай Кудрявцев, президент Московского физико-технического института, обратился к проблеме импортозамещения: «Сейчас встал вопрос о важности разработки жизненно необходимых отечественных товаров. В этом плане университеты стали лидерами в процессах создания идей и их реализации. Вузы должны организовывать взаимодействие студентов и потенциальных работодателей».

Владимир Васильев, ректор Университета ИТМО, комментируя проблематику Болонской системы образования, выразил мнение о необходимости сохранения системы «бакалавриат-магистратура» для тех направлений подготовки, где заметны стремительный рост и постоянные изменения в образовательном процессе. «Бакалавриат и магистратура – это не цель, а средство. Для тех направлений, где регулярно меняются парадигмы и подходы к подготовке специалистов, в частности, в сфере информационных технологий, система «бакалавриат-магистратура» более успешна. Но там, где рынок и технологии меняются не так быстро, система специалитета работает очень эффективно», – полагает В. Васильев.

Тему Болонской системы продолжил Виктор Кокшаров – ректор УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина: «Болонский процесс объединяет 46 стран мира, всего существует более 200 стран. По сути, участие в Болонской системе ни о чем не говорит, мы будем продолжать международное сотрудничество, использовать систему «бакалавриат-магистратура» там, где она оправданна».

«Для подготовки инженеров-разработчиков новой техники, безусловно, необходимы программы специалитета. У нас в МГТУ им. Н.Э. Баумана примерно половина студентов готовится как раз по таким программам. Считаю, что инженерное образование – прежде всего специалитет, постепенно его будет становиться больше», – убежден Михаил Гордин, и.о. ректора Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана.

Ректор Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Прокофьев считает важным использование трёхступенчатой системы: бакалавриат, магистратура и аспирантура. Такой подход можно использовать для обучения, например, экономистов, юристов и социологов: «В то же время в ряде специальностей должен быть специалитет, – добавил он. – Прежде чем что-либо менять, нужно проанализировать, что мы имеем сегодня и что было, сформировать новую систему целеполаганий и с учетом мнений вузовского сообщества, органов государственной власти и общественности формулировать контуры будущих изменений. Безусловно, нам нужна трансформация».

Ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Владимир Шевченко рассказал о потенциале онлайн-образования и опыте организации гибридной системы образования: «Мы начали практику онлайн-обучения задолго до пандемии. Я убежден, что будущее за смешанным форматом, так как без личного контакта с преподавателем обучение не может быть полноценным».

Иван Лобанов, ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова, высказал свою позицию по теме онлайн-курсов: «Для нас важно понимать, что специалист характеризуется наличием знаний и навыков; сформировать навыки через онлайн-обучение достаточно проблематично. Те технологии, которые нам предлагаются, не всегда являются тем, что нам надо».

Алевтина Черникова, ректор Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», призвала к сотрудничеству и рассказала о важности межвузовской коммуникации: «На мой взгляд, в каждом вузе есть свои лучшие практики и конкурентные преимущества. Если мы начнем больше системно работать, то сможем повысить качество образования во всех университетах страны».

Также на форуме вузов был официально анонсирован запуск нового сайта Российского Союза ректоров. Оператором ресурса стала Ассоциация составителей рейтингов (АСР), одним из соучредителей которой является агентство RAEX. В честь запуска сайта RAEX проведет вебинар, на котором расскажет, как вузы и ректоры могут использовать площадку в своих интересах.

Смотрите полную запись и фотогалерею X ежегодного форума вузов «Будущее высшей школы». Презентации спикеров доступны для скачивания на официальной странице с программой форума.

 

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/69083

Дополнительные материалы по теме