ЮФУ     

Кафедра немецкого языка

Гостевая книга

 

 

С.Е. Колоскова
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
по теме

"ПРОБЛЕМЫ МИГРАЦИИ
В СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ"
(на материале немецкой прессы)

Ростов-на-Дону
2007


Введение

  1. Petra Bendel. Migration und Integration in Europa. Wann war das? Geschichte der europäischen Migrationspolitik bis heute. - Bundeszentrale für politische Bildung. Juli, 2005 (Петра Бендель. Миграция и интеграция в Европе. Когда это было? История европейской миграционной политики до настоящего времени)
  2. Petra Bendel. Geschichte der europäischen Vbgrationspolitik. Erste Phase: Koordinierte Politik der Mitgliedsstaaten (1957-1990) – Bundeszentrale für politische Bildung. 29. Juli, 2005 (Петра Бендель. История европейской миграционной политики. Первый этап: координированная политика государств-членов ЕС (1957-1990).
  3. Petra Bendel. Geschichte der europäischen Migrationspolitik. Zweite Phase: Zwischenstaatliche Zusammenarbeit (1990-1999) – Bundeszentrale für politische Bildung. 27. Juli, 2005 (Петра Бендель. История европейской миграционной политики. Второй этап: межгосударственное сотрудничество (1990-1999).)
  4. Petra Bendel. Geschichte der europäischen Migrationspolitik. Dritte Phase: Migrationspolitik als echte Gemeinschaftsaugabe. – Bundeszentrale für politische Bildung. 27. Juli, 2005 (Петра Бендель. История европейской миграционной политики. Третий этап: миграционная политика как подлинная задача сообщества.)
  5. Carolin Reißlandt. Neue Zuwanderungs- und Integrationspolitik seit 2005. Bundeszentrale für politische Bildung www.bpb.de/themen/ Juli, 2005 (Каролин Райсландт. Новая политика в сфере иммиграции и интеграции, проводимая с 2005 года.)
  6. Carolin Reißlandt. Von der "Gastarbeiter"-Anwerbung zum Zuwanderungsgesetz. - Bundeszentrale für politische Bildung www.bpb.de/themen/ 15 марта 2005 (Каролин Райсландт. От вербовки "гастарбайтеров" до закона об иммиграции.)
  7. Katja Riedel. Geschichte der deutschen Einwanderung. Die Gastarbeiter: Das Wirtschaftswunder braucht kräftige Hände. Von Focus-online www.focus.de/wissen 5.09.2007 (Катя Ридель. История германской иммиграции. Гастарбайтеры: экономическому чуду необходимы сильные руки)
  8. Werner Schiffauer. Religion und Migration. – Literatur- und Kunstverlag, Köln, 2005 (Вернер Шиффауэр. Религия и миграция)
  9. Religionen: Konfliktpotenzial oder kulturelle Bereicherung? – BASIS-Info Kultur und Gesellschaft, 11-2002 (Религии: потенциальный источник конфликтов или культурное обогащение?)
  10. Beruflicher Erfolg nicht deutsch-stämmiger Bürger- - BASIS-Info, Kultur und Gesellschaft, 11-2002 (Успехи, достигнутые в бизнесе гражданами Германии ненемецкого происхождения)
  11. Andreas Schumann. Neue Tendenzen in der Migrantenliteratur. Der Gast, der keiner mehr ist. – Quan----------------------------- (Андреас Шуман. Новые тенденции в мигрантской литературе. Гость, который перестал быть гостем)
  12. Ulger Polat. Ergebnisse der zweiten deutschen Islamkonferenz – Steiniger Dialog. – Qantara.de, Juni 2007 (Юльгер Полат. Результаты второй германской исламской конференции – трудный диалог)
  13. Gudrun Quenzel, Mathias Albert. Shell Jugendstudie 2006. Jugend und Migration. – Jugend 2006 – eine pragmatische Generation unter Druck. Fischer Taschenbuch Verlag, 2006 ( Гудрун Квенцель, Матиас Альберт. Социологическое исследование проблем молодежи 2006. Молодежь и миграция).
  14. Cem Özdemir. Currywurst und Döner-Integration in Deutschland. Gustav Lübbe Verlag. (Сем Оздемир. Колбаса с карри - интеграция в Германии)

    ВВЕДЕНИЕ

    Выбор темы литературного обзора "Проблемы миграции в современной Германии" (на материале немецкой прессы) вызвана актуальностью этой проблемы не только для Германии, но и для многих стран мира, включая Россию.

    Миграция – важное явление в современном глобальном мире. Тематика литературного обзора охватывает многие аспекты миграционной политики в Германии: социальные, экономические, образовательные, религиозные, культурные.

    В данном литературном обзоре представлены работы по истории европейской миграции и миграционной политики Германии в разные периоды ее истории: миграция как фактор экономического развития, миграция и религия и т.д.

    Важное место в обзоре занимает государственная политика в области культуры, в частности, ряд публикаций посвящен "литературе мигрантов", которая в настоящее время представляет собой неотъемлемую часть немецкой литературы.

    Литературный обзор по данной проблеме может быть использован при написании магистерских и кандидатских диссертаций политологического, социологического, исторического, журналистского и филологического (германисты) профиля.


    I. Petra Bendel. Migration und Integration in Europa. Wann war das? Geschichte der europäischen Migrationspolitik bis heute. - Bundeszentrale für politische Bildung. Juli, 2005 (Петра Бендель. Миграция и интеграция в Европе. Когда это было? История европейской миграционной политики до настоящего времени)


    Работа посвящена истории европейской миграции. Автор предлагает классифицировать ее в три этапа:
    1957-1990 годы - координированная политика государств-членов ЕС.
    1990-1999 годы - межгосударственное сотрудничество.
    1999-2007 годы - миграционная политика как общегосударственная политика всех стран ЕС.
    На первом этапе не была разработана общая концепция ЕС в области миграции и отношении к политическим беженцам. Каждое государство решало эти проблемы по-своему. Координировалась только политика в области международной преступности и терроризма.

    В связи с растущим количеством людей, обращающихся с просьбой о политическом убежище, некоторые государства-члены ЕС приняли три важных соглашения: Шенгенское (1985), Дублинское соглашение ЕГ (1997) и Маастрихтский договор (1992). Все договоры вступили в силу в 1993 году.

    После подписания Амстердамского договора (1997) проблемы миграции и предоставления политического убежища стали большей частью решаться совместно. В Брюсселе были приняты законы по политическим проблемам миграции, предоставлению политического убежища, беженцам. В связи со вступлением в ЕС новых государств эти законы вошли в компетенцию Европейского парламента. Совет Европы в настоящее время является высшим органом по решению политических проблем миграции.


    II. Petra Bendel. Geschichte der europäischen Migrationspolitik. Erste Phase: Koordinierte Politik der Mitgliedsstaaten (1957-1990) – Bundeszentrale für politische Bildung. 29. Juli, 2005) (Петра Бендель. История европейской миграционной политики Первый этап: координированная политика государств-членов ЕС (1957-1990))

    Статья является продолжением предыдущей публикации и более подробно рассматривает первый из выделенных автором этапов европейской миграционной политики. При этом автор выделяет следующие причины миграции после Второй мировой войны:
    1) бегство и насильственное переселение (изгнание);
    2) деколонизация Африки, Юго-Восточной Азии и Карибского бассейна;
    3) привлечение рабочей силы, необходимой для бурно развивающихся экономик некоторых европейских государств;
    4) рост числа мигрантов в связи с переездом целых семей и семейных кланов.

    В этот период количество мигрантов в Европе увеличилось в три раза. Автор подчеркивает, что с наступлением промышленного кризиса 1973 года многие государства пытались вернуть мигрантов на родину, однако им не удалось это сделать.

    Автор приводит высказывание известного швейцарского писателя Макса Фриша: "Приглашали рабочих, а приехали люди".

    В этот период европейские государства были вынуждены решать политические проблемы миграции самостоятельно, однако со временем стало ясно, что решение этой проблемы должно координироваться Советом Европы.

    После вступления в силу Шенгенского соглашения 1990 года о расширении рынка труда и фактическом упразднении границ между государствами-членами ЕС стало ясно, что сами государства по отдельности не в состоянии решить политические проблемы миграции.


    III. Petra Bendel. Geschichte der europäischen Migrationspolitik. Zweite Phase: Zwischenstaatliche Zusammenarbeit (1990-1999) – Bundeszentrale für politische Bildung. 27. Juli, 2005) (Петра Бендель. История европейской миграционной политики Второй этап: межгосударственное сотрудничество (1990-1999))

    Статья является продолжением предыдущей публикации и более подробно рассматривает второй из выделенных автором этапов европейской миграционной политики.

    В начале 90-х годов значительно увеличилась миграция в страны Западной Европы. Количество мигрантов из стран – не-членов ЕС увеличилось с 14,9 млн. человек в 1988 году до 20,5 млн. человек в 1997 году. Изменились и причины миграции: политические конфликты, экономический кризис, демографическая ситуация заставляли жителей Африки, Ближнего и Среднего Востока искать убежища в экономически развитых странах со стабильной политической ситуацией. Множество беженцев, спасавшихся от политических преследований и гражданских войн, в частности, беженцы с Балканского полуострова искали пристанища в Германии, Австрии, Швейцарии, Швеции и Греции, а также во Франции и Великобритании.

    19 июня 1990 года было принято Шенгенское соглашение, согласно которому были усилены меры внутренней безопасности, защиты внутренней информационной системы, внедрена автоматическая система поиска людей и принято решение о новом визовом режиме.

    В 1997 году вступило в силу Дублинское соглашение, суть которого заключалась в том, что беженцы должны были оставаться в той стране, в которую прибыли. Только то государство, которое приняло беженцев, отвечает на законных основаниях за их пребывание в данной стране. Необходимость подписания Дублинского соглашения была вызвана тем, что на тот момент не все страны, принимавшие беженцев, были членами ЕС.

    Важной вехой в межгосударственном сотрудничестве по политическим проблемам миграции стал Маастрихтский договор, подписанный 1 ноября 1993 года. Согласно этому договору, государства – члены ЕС приняли на себя обязательства о совместном решении политических проблем миграции. В соответствии с Маастрихтским договором, главным органом, в компетенцию которого входит принятие решений по данному кругу проблем, является Европейский Совет, в который входят министры иностранных дел и министры юстиции стран – членов ЕС.


    IV. Petra Bendel. Geschichte der europäischen Migrationspolitik. Dritte Phase: Migrationspolitik als echte Gemeinschaftsaugabe. – Bundeszentrale für politische Bildung. 27. Juli, 2005 (Петра Бендель. История европейской миграционной политики. Третий этап: миграционная политика как подлинная задача сообщества.)

    Статья является продолжением предыдущей публикации и более подробно рассматривает третий из выделенных автором этапов европейской миграционной политики.

    1 мая 1999 года вступил в силу Амстердамский договор, подписанный в октябре 1997 года, в котором Европейский Союз рассматривается как "зона свободы, безопасности и права" в деле решения политических вопросов миграции совместными усилиями государств – членов ЕС. Великобритания, Ирландия и Дания не подписали этот договор.

    На встрече на высшем уровне Совета Европы в г. Тампере (Финляндия) были выдвинуты новые требования к решению проблем миграционной политики. Каждое государство должно было разработать свои критерии решения вопросов миграционной политики с целью создания общих правил урегулирования проблем, возникающих в этой сфере.

    "Гаагская программа": направления решения политических вопросов с 2005 по 2007 гг. предусматривает утверждение положений, принятых в Тампере, и создание на их основе национальных правовых систем, гарантирующих соответствующее распределение рабочей силы на рынке труда.


    V. Carolin Reißlandt. Neue Zuwanderungs- und Integrationspolitik seit 2005. Bundeszentrale für politische Bildung www.bpb.de/themen/ Juli, 2005 (Каролин Райсландт. Новая политика в сфере иммиграции и интеграции, проводимая с 2005 года)

    Одним из важнейших аспектов общественно-политического развития нашего времени является миграция с ее социальными, культурными, экономическими и политическими проблемами. С вступлением в силу права получения гражданства Германии (2000 год) и закона о миграции (2005 год) миграционная политика Германии предопределила то, что Германия фактически стала страной мигрантов. Политика интеграции стала лейтмотивом германской миграционной политики.

    Правительственная коалиция ХДС / ХСС / СПД под руководством канцлера ФРГ Ангелы Меркель в ноябре 2005 года приняла решение об оказании всестороннего содействия интеграции мигрантов и привлечении в Германию новых мигрантов. Главной задачей федерального правительства, по мнению уполномоченной по делам иностранцев Марии Бёмер, является интеграция 15 миллионов членов семей мигрантов в германское общество. "Это вопрос будущего для нашей страны", - заявила М.Бёмер.

    В этой связи была проведена встреча на высшем уровне по проблемам интеграции ("Integrationsgipfel") в целях конструктивного диалога с мигрантами по решению актуальных проблем их интеграции. Важное значение имеет также диалог с представителями ислама, поскольку мусульманское население составляет большое и сплоченное сообщество мигрантов в Германии – 3,5 миллиона человек. Летом 2006 года по инициативе федерального министра внутренних дел Вольфганга Шойбле была проведена первая встреча на высшем уровне с ведущими представителями исламской диаспоры в Германии "Islamgipfel".

    Принятие закона о миграции стало кульминационным пунктом в изменении федеральной политики в Германии по отношению к мигрантам, начиная с рынка труда, использования гуманитарных технологий в процессе их интеграции в германское общество, обеспечения права на безопасное проживание в стране.


    VI. Carolin Reißlandt. Von der "Gastarbeiter"-Anwerbung zum Zuwanderungsgesetz. - Bundeszentrale für politische Bildung www.bpb.de/themen/ 15 марта 2005 (Каролин Райсландт. От вербовки "гастарбайтеров" до закона о миграции)

    Автор рассматривает политический процесс миграции начиная с приглашения гастарбайтеров до изменения закона о миграции.

    Изменение статуса Германии как "страны эмиграции" в конце 19 века в страну, принимающую эмигрантов с 1955 года, характерно для ее новой государственной политики. Молодая Федеративная Республика Германия приняла 13 млн. беженцев после Второй мировой войны, а затем принимала иностранных рабочих-мигрантов.

    В последующий период государственная миграционная политика Германии характеризовалась значительным ростом иммиграции, ростом заинтересованности правительства и общественности в различных аспектах жизни мигрантов, а с принятием Закона о миграции – приглашением высококвалифицированных специалистов-мигрантов и правовым урегулированием их статуса в Германии.

    Иммиграция в Германию претерпела значительные изменения, начиная с 1950 года. Вначале приезжали преимущественно гастарбайтеры из Средиземноморья, после 1973 года – члены их семей, а затем в Германию хлынуло огромное количество беженцев из разных стран мира. В настоящее время в Германии насчитывается 7,3 млн. иностранцев. Сюда следует добавить и примерно 4 млн. "поздних переселенцев" (Spataussiedler) из бывшего СССР и республик СНГ.


    VII. Katja Riedel. Geschichte der deutschen Einwanderung. Die Gastarbeiter: Das Wirtschaftswunder braucht kräftige Hände. Von Focus-online www.focus.de/wissen 5.09.2007 (Катя Ридель. История германской миграции. Гастарбайтеры: экономическому чуду необходимы сильные руки)

    Автор рассматривает политику "отца экономического чуда", министра экономики ФРГ Людвига Эрхарда в середине 50-х годов. Спустя десять лет после окончания Второй мировой войны Л.Эрхард после длительных переговоров с министром иностранных дел Италии Гаэтано Мартино получил разрешение пригласить несколько сотен тысяч итальянцев на работу в Германию. План Эрхарда не пользовался одобрением в Германии, так как безработица составляла 7% и в Германии уже жили около 13 млн. переселенцев и беженцев. Однако Л.Эрхард был уверен в своих прогнозах экономической конъюнктуры. В связи с введением всеобщей воинской повинности в стране ощущалась нехватка рабочей силы.

    20 декабря 1955 года был заключен первый договор с Италией о найме ее граждан на работу в Германии. Затем последовали аналогичные договоры с Испанией и Грецией, в 1961 году – с Турцией, потом с Марокко, Португалией, Тунисом и Югославией. Рабочих приглашали на предприятия тяжелой промышленности, в строительную и автомобилестроительную отрасли. Много итальянцев работало на заводах по выпуску автомобиля "Фольксваген", который стал символом германского "экономического чуда".

    Гастарбайтеры приезжали с целью заработать денег в чужой стране и намеревались затем вернуться, чтобы открыть свое дело на родине. Однако им пришлось еще долго работать в Германии, поэтому необходимо было принять меры по их интеграции в немецкое общество.


    VII. Werner Schiffauer. Religion und Migration. – Literatur- und Kunstverlag, Köln, 2005) (Вернер Шиффауэр. Религия и миграция)

    Вернер Шиффауэр, профессор кафедры сопоставительной антропологии социальных и культурных отношений в Европейском университете Виадрина (Франкфурт-на-Одере), посвятил свою работу рассмотрению взаимосвязи между религией и миграцией.

    По мнению автора, отношение мигрантов к религии можно рассматривать в двух аспектах. Какое значение имеет религия в контексте миграции? И какое значение имеет миграция для религии? Важно понять, какую роль играет религия в самоорганизации и самореализации мигрантов в принимающем обществе и какое влияние опыт миграции оказывает на поиски религиозного "убежища". Автор подробно рассматривает все трудности бытового, социального, политического и личностного характера при смене места жительства мигрантами, смене социальной среды, то ощущение потерянности и отчуждения, которое они не могут не испытывать.

    Тяжелые бытовые условия, в которых оказываются мигранты, их расселение в самых бедных и криминогенных районах городов заставляет их искать себе подобных в "божьих домах" ("Gotteshauser"). Войдя в церковь, синагогу или мечеть, мигрант избавляется от чувства постоянной тревоги, он чувствует себя "как дома" – в Греции, Турции или где бы то ни было еще.

    Религиозность первого поколения мигрантов формировалась под влиянием тяжелых условий жизни в окружающем мире, с одной стороны, и умиротворяющего воздействия привычной религиозной обстановки, с другой стороны. Следствием этого явилось отчуждение мигрантов от окружающего общество и неприятие местного населения. Это способствовало развитию консервативной религиозности, что выражалось в подчеркнутом следовании религиозной ритуальности и фетишизму.


    VII. Religionen: Konfliktpotenzial oder kulturelle Bereicherung? – BASIS- Info Kultur und Gesellschaft, 11-2002 (Религии: потенциальный источник конфликтов или культурное обогащение?)

    Статья посвящена актуальным проблемам религиозных конфликтов. Конфликты возникают на основе принадлежности к разным религиям. Самая большая часть мигрантов в Германии – мусульмане, которых не приемлет большая часть населения страны.

    В этой связи стоит остановиться на важном событии сорокалетней давности, которое явилось историческим примером уважения к другой религии. В акционерном обществе "Форд" в Кёльне на производстве было занято много турков-мусульман. Поскольку во время священного месяца поста рамадан мусульмане могут принимать пищу только после захода солнца, то заводская столовая стала работать и ночью. Архиепископ Кёльна, кардинал Фрингс 3 февраля 1956 года предоставил в распоряжение гастарбайтеров Кёльнский собор, чтобы они могли достойно отметить свой религиозный праздник.

    В настоящее время в Германии существует свыше 200 мечетей. В Кёльне живет самое большое количество мусульман, и в городе действуют 30 мечетей. В Германии существуют также исламские учебные заведения – медресе.

    Еще одним подтверждением религиозной терпимости в Германии может служить возведение в Рурской области самого большого индуистского храма в Европе для 60 тысяч индуистов, живущих в Германии.

    Государственная политика Германии в области религии исходит из того, что сосуществование разных религий в стране может служить культурному обогащению и развитию толерантности у людей разных национальностей, проживающих в Германии – стране мигрантов.


    Х. Beruflicher Erfolg nicht deutsch-stämmiger Bürger- - BASIS-Info, Kultur und Gesellschaft, 11-2002 (Профессиональные успехи, достигнутые мигрантами в Германии)

    В статье рассматриваются профессиональные успехи мигрантов, которых они достигли в Германии. В последнее время многие предприниматели из Италии, Греции, Португалии, Турции добились определенных успехов, прежде всего в секторе услуг. Так, по данным Центра по проблемам турецких мигрантов в настоящее время насчитывает 57 тысяч предпринимателей-турков, обеспечивающих годовой оборот около 25 миллиардов евро. Кроме того, они вносят определенный вклад и в решение проблемы занятости, поскольку обеспечили рабочие места 290 тысячам работников в самых разных сферах деятельности – от ларьков с шаурмой по-турецки до работы консультантов по бизнесу и менеджеров. Следует отметить, что 17% работающих в этих фирмах – немцы. Эти цифры свидетельствуют о том, что турецкие предприниматели стали значительным фактором в экономике Германии. Достаточно сказать, что в 90-х годах ларьки и небольшие закусочные, принадлежащие туркам, обогнали по обороту сеть закусочных Макдональдс.

    В качестве примера выдающегося профессионального успеха в статье описывается карьера Зюмрют Гюльбай. Она родилась в 1970 году в Анкаре и в двухлетнем возрасте приехала с родителями в Германию. Экзамен на аттестат зрелости она сдала лучше всех в школу, затем поступила на юридический факультет университета, который успешно закончила, и в возрасте 25 лет защитила докторскую диссертацию по проблемам европейского коммерческого права. В 28 лет ее пригласили занять должность профессора университета. Она стала самым молодым профессором в Германии за все время существования университетов.

    Другой пример – Сем Оздемир, представитель второго поколения мигрантов, который родился в 1965 году уже в Германии. В университете он изучал социальную педагогику, вступил в партию "зеленых", с 1989 по 1995 год представлял эту партию в земельном парламенте Баден-Вюртемберга. В 1994 году он был избран депутатом бундестага, став, таким образом, первым членом парламента, принадлежащим ко второму поколению иммигрантов. Сем Оздемир последовательно выступает за интеграцию мигрантов в немецкое общество, за что, с одной стороны, был награжден множеством премий, а с другой стороны, подвергся нападкам турецкой прессы как "изменник родины".

    Предубеждение по отношению к мигрантам все еще сохраняется в немецком обществе, и потребуется долгая и кропотливая работа для изменения такого отношения.


    XI. Andreas Schumann. Neue Tendenzen in der Migrantenliteratur. Der Gast, der keiner mehr ist. – Quantara.de www.quantara.de/webcom (Андреас Шуманн. Новые тенденции в литературе мигрантов. Гость, который перестал быть гостем.)

    Профессор Шуман, специалист по новейшей немецкой литературе университета им. Людвига Максимилиана (Мюнхен), представляет в своей работе обзор современной литературы мигрантов. Он подчеркивает, что за последние 50 лет эта литература претерпела значительные изменения.

    Ушли из литературы образы мигрантов, влачащих жалкое существование, пытающихся не утратить на чужбине идентичность и добиться взаимопонимания. Это, по-видимому, связано с тем, что иммиграция в Германию значительно уменьшилась. Писатели этого направления являются в основном представителями третьего поколения мигрантов, родной язык которых уже, как правило, немецкий. Они ищут и находят новые темы для своих произведений.

    Новый этап в истории литературы мигрантов начался в 1995 году с появлением культового романа Феридуна Займоглу "Kanak Sprak". Феридун Займоглу представляет в своем романе поколение мигрантов, живущих на обочине общества, говорящих на ломаном немецком языке (который и дал заглавие роману) и не стремящихся к интеграции. Такие "герои" ушли в далекое прошлое.

    В современных романах отмечается стремление авторов к проявлению своей индивидуальности, к собственному стилю. Автор статьи рассматривает последние произведения этих писателей и подчеркивает, что с началом нового тысячелетия мигрантская литература стала неотъемлемой составной частью современной немецкой литературы.


    XII. Ulger Polat. Ergebnisse der zweiten deutschen Islamkonferenz – Steiniger Dialog. – Qantara.de, Juni 2007 (Юльгер Полат. Результаты второй германской исламской конференции – трудный диалог)

    Перед началом второй германской конференции по проблемам ислама министр внутренних дел ФРГ Шойбле изложил общеизвестную позицию правительства относительно признания ислама в Германии. Председатель вновь образованного Координационного совета, представляющего четыре исламских объединения, Аюб Аксель Кёлер критически отнесся к диалогу по исламской проблеме.

    Причины нежелания исламских объединений к сближению с государством кроются в различном отношении мусульман и христиан к принципиальным вопросам: возможно ли равноправие мужчин и женщин, могут ли девочки и девушки участвовать в спортивных мероприятиях, а также вопрос о ношении мусульманками головного платка – все это заранее ставило под вопрос успех конференции.

    Автор подчеркивает тот факт, что в исламе государство и религия неотделимы друг от друга, что также мешает сближению германского государства и ислама.

    Созданный Координационный совет исламских объединений, по мнению немецких аналитиков, не имеет стройной организационной структуры. Положение осложняется еще и тем, что высказываются подозрения в его фундаменталистской направленности.

    Мусульманам, живущим в Германии, постоянно приходится выражать свою приверженность конституции, ненасильственным действиям, равноправию мужчин и женщин, чтобы их считали равноправными членами общества. Однако необходимость подобного постоянного "самооправдания" как раз и демонстрирует то, что мусульман, как и прежде, считают отсталыми и угрожающими западному обществу. Тем не менее этот аспект не нашел отражения на конференции, хотя, безусловно, наложил отпечаток на обсуждение всего комплекса проблем.

    Еще одним препятствием к сближению в ходе конференции стало отношение к Координационному совету, который Шойбле хотя и назвал "интересным", однако отметил, что он не может представлять всех мусульман, проживающих в Германии, и поэтому не может претендовать на статус "религиозного сообщества". Следует отметить, что и "светские" мусульмане довольно скептически относятся к этим четырем исламским объединениям, считая, что они представляют в основном "консервативный ислам".

    Однако большинство участников конференции высказали мнение, что дискуссии теологического характера на ней неуместны. Самая важная цель конференции – достижение светского взаимодействия мусульман с немецким населением. Закрепленная в конституции ФРГ свобода вероисповедания в значительной мере может способствовать такому сближению.


    XIII. Gudrun Quenzel, Mathias Albert. Shell Jugendstudie 2006. Jugend und Migration. – Jugend 2006 – eine pragmatische Generation unter Druck. Fischer Taschenbuch Verlag, 2006 (Гудрун Квенцель, Матиас Альберт. Социологическое исследование проблем молодежи 2006. Молодежь и миграция)

    Авторами статьи являются Гудрун Квенцель, сотрудник Института социологии университета Дуисбург-Эссен, и Матиас Альберт, профессор университета Билефельда, которые были участниками и координаторами традиционного социологического исследования молодежных проблем.

    "Shell-Jugendstudie", социологическое исследование проблем молодежи, впервые было проведено 15 мая 1953 года и с тех пор проводится уже в 15-й раз. Оно представляет собой регулярное и всеобъемлющее описание жизненной ситуации и перспектив молодежи в Германии.

    Германия сегодня – страна мигрантов. Каждый пятый житель Германии – или иностранец, или происходит из семьи мигрантов. Согласно данным опроса, немецкая молодежь не имеет предубеждений по отношению к мигрантам, однако считает, что не стоит увеличивать их количество. Кроме того, на ее отношение к мигрантам-мусульманам повлияла трагедия 11 сентября 2001 года, после которой средства массовой информации зачастую противопоставляли всех приверженцев ислама "западным" ценностям.

    Молодежь Германии обеспокоена своим будущим, ситуацией на рынке труда, возможностью получения хорошего образования. Она опасается, что мигранты могут помешать ей завоевать достойное место в жизни.

    Молодые мигранты в ходе опроса часто сообщали о случаях дискриминации в повседневной жизни: оскорбительных высказываниях в их адрес, социальном обособлении в школе, меньших шансах при поиске работы. Часть молодых мигрантов отвечает на это повышенной агрессивностью, что часто выливается в драки и столкновения. Эти проблемы часто обсуждаются в средствах массовой информации. Тем не менее, исламская и христианская, а также далекая от всякой религии молодежь имеют много общего с точки зрения жизненной позиции и ценностной ориентации в окружающем мире. Вместе с тем молодые мигранты признают все положительные стороны демократического строя Германии.

    Опрос молодежи выявил еще одно интересное явление. Если молодежь из восточных земель, как правило, проявляет мало интереса к религии и церкви, то молодежь из западной части Германии сконструировала для себя своего рода "Religion light", некую смесь из подлинной религии и разнообразных суеверий (веры в судьбу, духов, звезды и т.п.). Для молодых мигрантов религиозность зачастую создает серьезные проблемы для их интеграции в немецкое общество и опасность изоляции от немецкой культуры.

    Настоящее исследование выявило сложности жизненной ситуации молодых мигрантов в Германии по сравнению с коренными жителями как в религиозном, так и в социальном отношении.


    XIV. Cem Özdemir. Currywurst und Döner-Integration in Deutschland. Gustav Lübbe Verlag. (Сем Оздемир. Колбаса с карри - интеграция в Германии)

    Сем Оздемир относится к самым известным политикам, изучающим проблемы мигрантов в Германии, так как он знает, о чем он говорит и пишет. Он является политическим беженцем, преподавал ислам в немецких школах, сейчас является депутатом бундестага от партии Союз 90/«зеленые». Он подчеркивает, что Германия всегда пользовалась культурным богатством других стран, шла ли речь о беженцах-гугенотах, польских шахтерах или итальянских гастарбайтерах 50-х годов. Давая название своему произведению, он подчеркивает, что давно в Германии существует поликультурное общество. Германия была и является страной мигрантов, которые ищут новую родину в новой стране.

    Современные проблемы глобализации еще больше обостряют проблемы мигрантов. Насущные проблемы очевидны, и мы не можем рецептами из прошлого справляться с настоящим и будущим. Оздемир совершенно четко показывает, в чем и где не срабатывает немецкая политика, когда дело касается новых граждан, приезжающих в Германию на работу. Очень детально описывая прошлое, он показывает, как могло дойти до сегодняшнего бедственного положения и как падение Берлинской стены обострило старые проблемы и создало новые. Он требует проведения реформы права на получение гражданства, обеспечения прав политических беженцев, как и коренного преобразования всей политики интеграции. Он подчеркивает, что не должно быть борьбы культур. Утвержденное государством преподавание религии должно быть в будущем само собой разумеющимся, как и свободное развитие языка и культуры, которые должны находиться под защитой закона против дискриминации и министерства по интеграции.

    Представление Сема Оздемира о будущем – это представление о равноправном сосуществовании многих культур в одном обществе. Он делает вывод, что «германской Германии» нет, так как германское общество не является мононациональным.

    начало