НАУКОВЕДЕНИЕ, ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ.

Научная школа входит в число ведущих философско-культурологических школ России.

Основатели: Ю.А.Жданов, В.Е.Давидович, М.К. Петров.

Жданов Юрий Андреевич (20.08.1919 - 19.12.2006). В 1937 году Юрий Жданов окончил среднюю школу и поступил на химический факультет Московского государственного университета на отделение органической химии. Окончание учебы совпало с началом Великой Отечественной войны. С 1941 по 1945 год Юрий Андреевич служил в Главном Политическом управлении РККА инструктором, затем пропагандистом-литератором.

После демобилизации занимался преподавательской и научной работой под руководством академика А. Н. Несмеянова в МГУ и одновременно учился в аспирантуре Института философии Академии наук СССР под руководством химика, философа и историка науки Б. М. Кедрова. В 1948 году защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата философских наук. В этот период интересы молодого ученого сосредоточиваются на общественно-политических проблемах. В 1957 году защитил вторую кандидатскую диссертацию, на этот раз - по базовой специальности. Ему была присвоена ученая степень кандидата химических наук и звание доцента. В 1957 году Ю. А. Жданов назначается ректором Ростовского государственного университета - одного из крупнейших вузов Российской Федерации. В 1960 году он успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора химических наук и в 1961 году был утвержден в ученом звании профессора. В 1970 году Ю. А. Жданова избирают членом-корреспондентом Академии наук СССР.

Широта научных интересов Ю. А. Жданова находит свое отражение и в тех работах, которые он ведет в пограничных науках - биохимии, биогеохимии, генетике. Со своими учениками Ю. А. Жданов провел продуктивные исследования в области микроэлементов, имеющие большое прикладное и народнохозяйственное значение. Ю. А. Жданову принадлежит серия работ в области теории культуры, о деятелях отечественной науки и культуры. По его инициативе в РГУ была организована первая среди университетов страны кафедра теории культуры.

Ю. А. Жданов синтезирует науки. Выступая как философ, химик, историк и популяризатор науки, он выпускает книги: "Очерки методологии органической химии", "О единстве химического строения и динамики", "Ленин и развитие естествознания", "Углерод и жизнь", "Встреча труда и культуры", "Встречи с природой" и "Хрустальный свод". Среди его публикаций - серии статей в химических и философских журналах, соединяющие элементы научного и художественного творчества.

С 1972 года Ю. А. Жданов является главным редактором журнала "Известия вузов. Северо-Кавказский регион" (до 1993 года журнал выходил под названием "Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы"), с 1995 года - главный редактор журнала "Научная мысль Кавказа".

Ю. А. Ждановым подготовлены 8 докторов и 40 кандидатов наук. В течение многих лет он содействует проведению сессий Донской академии юных исследователей и региональных конкурсов молодых ученых по техническим наукам.

Северо-Кавказским научным центром высшей школы под руководством Ю. А. Жданова разработаны региональные программы развития энергетики Северного Кавказа, развития экономики Ростовской области и Краснодарского края, комплексная программа научно-технического прогресса Северного Кавказа, формируется программа экономического и социально-политического развития Северного Кавказа. Ю. А. Жданов является председателем Северо-Кавказской академической ассоциации, объединяющей отраслевые академии наук. Ю. А. Жданов - активный участник работы Ассоциации социального и экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа, Президиума Совета ректоров вузов Ростовской области.

Давидович Всеволод Евгеньевич - специалист в области социальной философии и теории культуры; доктор философских наук, профессор. Окончил исторический факультет Ростовского государственного университета (1948). Преподавал философию в вузах Новочеркасска, Львова, Ростова-на-Дону. В течение 25 лет заведует кафедрой философии ИПК при РГУ, все эти годы является профессором философского факультета РГУ. Заслуженный деятель науки РФ (1982). Действительный член Академии гуманитарных наук (1994). Главная линия научных интересов - в области философской гуманистики (теория культуры, фундаментальные основания человеческой деятельности, методологические вопросы исследования духовной жизни, глобалистическая и аксиологическая проблематика, дидактические аспекты философии). В теории культуры В.Е. Давидович обосновывал и отстаивал деятельностную концепцию, рассматривая культуру как исторически сложившуюся всеобщую технологию деятельности. Работа В.Е. Давидовича "Кто ты, человечество" (1975) была одной из первых в советской философской литературе, где в филос. аспекте рассматривался родовой субъект. В методологии и методике отстаивает "версионную" схему исследования и преподавания философии, ориентированную на избежание эклектичности и обеспечение плюралистичности видения мира и человека.

Соч.: Общество и личность. М., 1962; Проблемы человеческой свободы. Львов, 1967; Грани свободы. М., 1968; Методика преподавания философии. Ростов-на-Д. , 1971; Кто ты, человечество. [В соавт.]. Ростов-на-Д , 1979; Теория идеала. Ростов-на-Д , 1983; Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности. М., 1989; Философия. [В соавт.]. Ростов-на-Д. , 1996; Культурология. [В соавт.]. Ростов-на-Д. , 1996; Основы философии в вопросах и ответах. [В соавт.]. Ростов-на-Д. , 1997.

Петров Михаил Константинович (08.04.1923 -11.04.1987) - специалист по истории философии, культурологии и социологии науки. В 1959 завершил диссертацию "Проблемы детерминизма в древнегреческой философии классического периода". Защита не состоялась из-за принципиальных расхождений с научным руководителем чл.-корр. АН СССР М.А. Дынником. С сентября 1962 работал преподавателем кафедры иностранных языков Ростовского государственного университета. С 1965 читал историко-философские курсы на экономическо-философском факультете этого университета. В 1967 защитил кандидатскую диссертацию "Философские проблемы науки о науке". В 1969 г. публикует статью "Предмет и цели изучения истории философии" ("ВФ", N 2), что вызывает критику, содержащую идеологические и политические обвинения. М.К. Петров занимался исследованием проблем истории и теории культуры, философии, науковедения, уделяя преимущественное внимание установлению механизмов социального наследования, истории и теории образования, становления и развития институтов современной науки, возникновению греческой цивилизации, роли языка в развитии философии. В работах М.К. Петрова постоянно подчеркивается монополия человека на творчество. Ни одна социальная структура не содержит имманентного вектора или цели, которые независимым от людей способом заставили бы ее перейти в другой тип структуры. Философия охватывает научное творчество, искусство, все механизмы обновления и трансляции - обучение, образование, ориентирование человека в жизни; она есть средство теоретического обоснования критического отношения к наличному состоянию. Целостность предмета истории философии объясняется социально необходимой или хотя бы социально полезной деятельностью философов, что позволяет включить ее в состав условий существования общества.

М.К. Петров специально исследует процесс дисциплинарного становления и развития науки, роль теологии в этом процессе. Рукописное наследие Петрова, составляющее более 350 авторских листов, изучается и публикуется его учениками и последователями.

Соч.: Рационализация и творчество // ВФ. 1966. N 7; Некоторые проблемы организации науки в эпоху научно-технической революции // Там же. 1968. N 10; Социология науки. (В соавт.). Ростов-н/Д. , 1968; Предмет и цели изучения истории философии // ВФ. 1969. N 2; Системные характеристики научно-технической деятельности // Системные исследования. 1972. М., 1972; Человек и культура в научно-технической революции // ВФ. 1990. N 5; Гласность и организация в деятельности ученого. Миф и научно-техническая революция // Там же. 1992. N 6; Язык, знак, культура. М., 1991; Самосознание и научное творчество. Ростов н/Д., 1990; Социально-культурные основания развития современной науки. М., 1992.

История создания: Становление и современное развитие историко-культурологической школы на факультете философии и культурологии связано с именами М.К. Петрова, Ю.А. Жданова, В.Е. Давидовича, Е.Я. Режабека, Г.В. Драча, А.Н. Ерыгина. Особо следует сказать о творческом вкладе и трудах старшего преподавателя кафедры философии М.К. Петрова, крупнейшего из основателей ростовской школы науковедения, создавшего вместе с тем собственное научное направление в области философии, истории философии, культурологии и, может быть, социолингвистики. В центре этого направления - фундаментальная по своей значимости для всего комплекса общественных, гуманитарных и исторических наук, предельно актуальная для ситуации, переживаемой страной и миром сегодня, концепция сущности и специфики, происхождения и основных этапов и форм развития европейской (западной) культурно-исторической традиции. Вторая половина 60-х гг. - время рождения этой концепции и становление научной школы М. К. Петрова, время его первых ярких докладов и статей, первых "неопубликованных монографий", за которым в 70 - 80-е гг. последовала уже сознательная работа "в стол".

Своё второе дыхание школа М. К. Петрова начинает обретать уже после кончины её создателя, когда с приходом на кафедру нового заведующего А. Н. Ерыгина (в 1989 г.) оформляется официально новое научное направление - "Восток - Запад - Россия".

Действующий руководитель школы: Драч Геннадий Владимирович работает в системе высшего профессионального образования с 1968 года, и вся его деятельность связана с Ростовским государственным университетом. В 1975 году он защитил кандидатскую диссертацию, а 1989 году - докторскую диссертацию по истории философии. С 1991 года - профессор кафедры теории культуры, этики и эстетики.

Профессор Г.В. Драч внес значительный вклад в отечественное антиковедение, он является известным специалистом в области истории античной философии, теории и истории мировой культуры. Под его руководством в Ростовском государственном университете и ВУЗах Северного Кавказа осуществляется работа по трем ведущим научным направлениям: история античной философии, теория и история культуры, современные проблемы этнокультур Северного Кавказа. Профессор Г.В. Драч - автор более 250 научных работ по истории античной философии, теории и истории культуры на русском, английском, немецком и греческом языках. Его монографии "Проблема человека в раннегреческой философии" (Ростов-на-Дону, Изд. Рост. ун-та, 1987), "Античная культура и европейская цивилизация" (Ростов-на-Дону, НМЦ "Логос", 1991), "Рождение античной философии и начало антропологической проблематики" (Москва, "Гардарики", 2003) получили признание в научных кругах, положительные отзывы в научной печати. Его работы по истории философии используются в учебном процессе на философских факультетах страны и включены в список рекомендованной литературы по истории философии и истории и философии науки.

В области античной философии профессор Г.В. Драч проводит широкую научную и научно-организационную работу. Являлся одним из организаторов и активных участников Международных Аристотелевских чтений. Антропологическое исследование философии досократиков, проведенное Г.В. Драчом, в широком историко-культурном контексте и с теоретическими выводами в области современной теории и истории культуры является новым направлением философской науки. Ссылки на труды Г.В. Драча содержатся в современных монографических и учебных изданиях по философии и культурологии. Об общественном признании свидетельствует информация о Г.В. Драче в четырехтомной философской энциклопедии (М, "Мысль", 2002) и в двухтомной культурологической энциклопедии (СПб, 2001).

С 1990 года профессор Г.В. Драч возглавил кафедру теории культуры, этики и эстетики факультета философии и культурологии РГУ и принял непосредственное участие в реформировании российского гуманитарного образования в качестве эксперта по культурологии и разработчика первого государственного образовательного стандарта по культурологии, создателя одной из первых авторских программ, автора одного из первых учебников по культурологии, который с 1995 года выдержал 15 переизданий. Такие учебники, как "Культурология", "Культурология в вопросах и ответах", "История мировой культуры", "Учебный курс по культурологии" имеют гриф Минобразования Российской Федерации.

Возглавляемая профессором Г.В. Драчом ростовская философско- культурологическая школа получила известность и признание в России и за рубежом. Профессор Г.В.Драч являлся руководителем темы "Культурология как система знания" в федеральных научных программах "Высшая школа России" и "Университеты России", научным экспертом по культурологии ("Культурная инициатива"). Под его руководством проведены научные исследования по грантам РФФИ, Фонда Сороса, РГНФ, а также по научным проектам "Культура региона в меняющемся мире: локальное и глобальное измерение", "Модернизационный опыт Европы (контекстуальность проблемы модернизации России)", осуществляемым в рамках работы Межрегионального института общественных наук при Ростовском государственном университете. Он является постоянным участником межрегиональных, российских и международных конференций, а также выступил с докладом по актуальным проблемам теории культуры на Всемирном философском конгрессе "Философия лицом к мировым проблемам" в г. Стамбуле (Турция) в 2003 году.

С 1998 года является деканом факультета философии и культурологии РГУ (ЮФУ). В 2002 году профессор Г.В. Драч явился инициатором и организатором Третьего Российского философского конгресса. В 1993 году по его инициативе на базе факультета философии и культурологии была открыта учебная специальность "культурология", по которой осуществляется подготовка специалистов, а также аспирантура по научной специальности 24.00.01 - теория и история культуры. С 1996 года профессор Г.В.Драч является председателем докторского диссертационного совета по философским наукам Д 212.208.11, в котором осуществляется подготовка специалистов высшей квалификации по истории философии и теории и истории культуры. Лично им было подготовлено 15 докторантов и 25 аспирантов.

В настоящее время профессор Г.В. Драч оказывает планомерную поддержку проведению научных исследований в ВУЗах Северного Кавказа. Он является руководителем научных исследований по проблемам этнокультур народов Северного Кавказа. Является руководителем двух магистерских программ.

Профессор Г.В. Драч принимает активное участие в философской жизни страны, является вице-президентом Российского философского общества, членом президиума УМО по философии, политологии и религиоведению по классическому университетскому образованию при Министерстве образования Российской Федерации. Является членом редколлегии журналов "Социальные и гуманитарные науки", "Известия ВУЗов. Северо-Кавказский регион", "Вестник РФО".

За вклад в подготовку специалистов высшей квалификации в сфере философии и культурологии в 2000 году Г.В. Драч удостоен награды "Почетный работник высшего профессионального образования", в 2002 году - "Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации". Был награжден почетными грамотами Министерства образования Российской Федерации и Президиума РФО за многолетнюю работу и большой личный вклад в развитие отечественной философии и Российского Философского общества.

В 2007 году профессору Г.В. Драчу присвоено звание "Заслуженный деятель науки Российской Федерации".


Состав школы:

- численный состав: докторов философских наук - 17, кандидатов философских наук - 8, аспирантов - 10

- ведущие специалисты: д-р филос.н. профессор Драч Г.В., д-р филос. н. профессор Е. Я. Режабек, д-р филос.н. профессор О. М. Штомпель, д-р филос.н. профессор А.Н. Ерыгин, д-р филос.н. профессор В.Д.Бакулов, д-р филос.н. профессор Б.И.Буйло, д-р филос.н. профессор Т. С. Паниотова, д-р филос.н. профессор М. В Заковоротная., д-р филос.н. профессор Л. А.. Штомпель, д-р филос.н. профессор Е. В. Золотухина, д-р филос.н. профессор В. К.Королев, к.филос.н. доцент С.П.Липовой.

Основные научные направления школы: Коды ГРНТИ: 02.41, 12.01, 12.07, 13.01, 13.07.

- культурология как система знаний (руководитель Г.В. Драч). Код ГРНТИ 13.07;

- философско-методологическое исследование динамики понятийного аппарата науки в культурно-историческом контексте (кафедра философии и методологии науки, В.Д. Бакулов). Код ГРНТИ 02.41;

- теоретические и исторические проблемы динамики культуры (историческая культурология, О.М. Штомпель.). Код ГРНТИ 13.01;

- социально-философские проблемы современности (социальная философия, Б.И. Буйло). Код ГРНТИ 12.07;

- история философии и проблема человека (история философии, С.П. Липовой). Код ГРНТИ 12.01.


Финансовая поддержка:

Е. Я. Режабек, М. М. Шульман, М. В. Заковоротная стали победителями конкурса грантов 1992 г. Госкомвуза России по теме "Преобразование культуры с выходом человека из доиндивидуального существования в решающую доминанту личностного развития". Под руководством Е. Я. Режабека было выполнено три темы по республиканской программе "Народы России: возрождение и развитие". Ростов-на-Дону стал тогда притягательным центром для теоретиков, ориентированных на построение приемлемой теоретической конструкции философии культуры.


Основные научные результаты:

Научным коллективом создан значительный корпус аналитических работ: монографий (65), учебников (17) и учебных пособий (19). В рамках работы по приоритетным направлениям осуществляется подготовка новых образовательных программ, разрабатываются грантовые проекты, проводятся конференции на базе факультета.
- Рассмотрены и осмыслены проблемы онтологии и феноменологии культуры;
- Представлены доказательства правомерности деятельностного (технологического) подхода к культуре;
- Показаны точки соприкосновения и взаимопроникновения этого подхода с другими концепциями культуры на основе принципа комплементарности (дополнительности);
- Освещены многоразличные феномены культуры по-субъектно и по-сферно, проблемы культуры повседневности, этнокультуры;
- Зафиксированы функции культуры, её глобальные и конкретно-исторические характеристики;
- Дан анализ проблем сознания, полагаемого как целостность и рефлексия;
- Представлен теоретический образ идеала и его модификации;
- Рассмотрены проблемы свободы и справедливости;
- Высвечены глобальные аспекты человеческого бытия;
- Фиксированы особенности социального времени;
- Очерчены формы человеческой телесности.

На многообразном историко-философском и историко-культурном материале (западной и отечественной, классической и современной философии) исследуется специфика философского творчества, его внешняя и внутренняя детерминация социальными и духовными потребностями общества. В книгах и статьях профессоров Е. В. Золотухиной, Е.Я. Режабека, Ю.Р.Тищенко философия рассматривается как особое уникальное образование духа, синтезирующее, объединяющее в себе научно-рациональное и ценностное постижение мира. Исследование социальной природы познания послужило А. Н. Ерыгину основой для сравнительного анализа западной и русской философии. На базе факультета функционирует межведомственный научный отдел истории русской философии и культуры Южного федерального университета и Института философии Российской Академии Наук (руководитель - д.ф.н., проф. А.Н.Ерыгин).

На философском факультете РГУ (ЮФУ) направления и заданность антиковедческим исследованиям были определены научными исследованиями и учебной деятельностью профессионального антиковеда и крупного ученого М. К. Петрова. Последующая работа в этом направлении была реализована проф. Г. В. Драчом на кафедре ИЗФ МГУ. Она обозначила продуктивные направления, которые в последующем позволили оформиться антиковедческим штудиям на философском факультете ЮФУ (РГУ). Значимыми для философского антиковедения в РГУ (ЮФУ) были встречи в Москве и в Ростове с Феохарием Харлампиевичем Кессиди. Расширению научных связей и вовлечению философского факультета в международную научную жизнь послужили Аристотелевские чтения, которые проходили под патронажем Ф. Х. Кессиди в небольшом городке Цалка в горной Грузии за Тбилиси.


Основные публикации по тематике научной школы:
  • Давидович В.Е., Жданов Ю.А. "Сущность культуры". Ростов-на-Дону, 1973 (переиздание, Ростов-на-Дону, 2006)
  • Петров М.К. Науковедение и история культуры. Ростов-на-Дону, 1973.
  • Петров М.К. Язык, знак, культура. М, 1990
  • Петров М.К. История европейской культурной традиции и ее проблемы. М, 2004
  • Г.В. Драч. Модернизация России: контекстуальность проблемы // Логос. 2004 N5 Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М, Гардарики, 2003
  • Штомпель О.М. Социокультурный кризис. (Теоретические и методологические проблемы). Ростов-на-Дону, 1999
  • Режабек Е.Я. В поисках рациональности. М., Академический проект, 2007 (20 п.л.) Заковоротная М.В. Инновационный процесс как система. // Модернизация Росси и Европа. Т.2. Изд-во РГУ. Ростов-на-Дону, 2005.
  • Электронный учебник "История мировой культуры" (грант Госкомвуза)
  • "Культурология", Ростов-на-Дону, 32 п.л., отв. ред. - профессор Драч Г.В. (гриф Министерства образования)
  • "История мировой культуры" отв. ред - профессор Драч Г.В. (30 п.л.) (гриф Министерства образования)
  • "Учебный курс по культурологии" (22 п.л.) (гриф Министерства образования)
  • "Культурология в вопросах и ответах" М. (21 п.л.) (гриф Министерства образования)
  • "Этика, эстетика". Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Ростов-на-Дону (26 п.л.) (гриф Министерства образования)

Важнейшие мероприятия, организованные и проведенные школой:

В 2002 году в Ростове-на-Дону на базе факультета философии и культурологии состоялся Третий Российский философский конгресс "Рационализм и культура на пороге III тысячелетия".

Ежегодно в рамках конференции "Недели науки" проводятся "Петровские чтения", в которых принимают участие сотрудники факультета философии и культурологии ЮФУ и приглашенные гости из ведущих ВУЗов России.

В 2007 году была проведена конференция на базе кафедры истории философии "Актуальные проблемы современного историко-философского знания".

5-8 сентября 2007 года в Ростове-на-Дону была проведена российская конференция "Инновационные стратегии российского университета".

В 2008 году были проведены конференции "Сознание как предмет философской рефлексии" и Миносяновские чтения, обучающий семинар "Социокультурная медиация".

В 2009 году в рамках Научной сессии ЮФУ состоялась конференция "Биография как объект философской и историко-философской рефлексии".